
Границы допустимого для подростков неуклонно расширяются. И если раньше судом им было позволено оскорблять матом учителей в школе прямо на уроке, то теперь правосудие пошло дальше – за небольшие деньги, 25-30 тысяч рублей, можно ударить сотрудника полиции. Пока от расширения «окон Овертона» спасает общественный резонанс.
В конце июля в городе Нефтеюганск Ханты-Мансийского автономного округа двое подростков из семей мигрантов атаковали сотрудников патрульно-постовой службы. Нетрезвые парни 2007 и 2008 года рождения агрессивно вели себя во дворе жилого дома. Жильцы вызвали полицию, чтобы их урезонить. Но «дети» и не думали успокаиваться, набросившись с кулаками на полицейских и нанеся им несколько ударов, в том числе по голове. Видео инцидента широко разошлось в соцсетях, что не позволило диаспоре «по-тихому» закрыть вопрос.
Уже на следующий день, 26 июля, подростков задержали, в отношении них было возбуждено уголовное дело по статье 318 УК РФ (применение насилия в отношении представителей власти). Однако вскоре они были отпущены под домашний арест.
В конце сентября состоялся суд, который вынес удивительно мягкий приговор. По данным пресс-службы судов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, первому подростку назначен штраф в 25 тысяч рублей, а второму – в 30 тысяч рублей. На этом всё. Можно бить полицейских дальше?
Вероятно, так бы и было, тем более, как судачат блогеры в соцсетях, не исключено, что на мягкое решение суда сумел повлиять «дядя Турал» - собирательный образ представителя диаспор, который «решает вопросы» с представителями местной власти в России.
«ХМАО. Дядя Турал порешал. Избить полицейских в форме стоит совсем недорого. Даже в Питере дороже, там 40.000 рублей, а если избить сильно и сразу двоих, то 150.000 рублей. Сейчас этнический криминал смотрит на этот приговор и понимает, что полиции в России нет. Кончилась она», - прокомментировал приговор суда блогер Сергей Колясников.
Неожиданно мягкий приговор обескуражил как пользователей соцсетей, журналистов и блогеров, так и представителей законодательной власти. «Мало того, что полиция получает нищенскую зарплату, так ее теперь можно безнаказанно мордовать», - заявил лидер «Справедливой России» Сергей Миронов.
«Что испытывают люди в погонах и как ухмыляется всякая мразь, читая о таком приговоре. Призываю органы прокуратуры вынести протест на вердикт Нефтеюганского райсуда. Дело должно быть пересмотрено! Региональное руководство ожидаемо стало все отрицать. Но факты упрямая вещь. И скандальный приговор Нефтеюганского райсуда еще одна иллюстрация того, что реальная власть в округе в значительной мере уже перехвачена диаспорами, которые диктуют свои условия государственным органам», — сказал он.
Миронов отметил, что такие же штрафы получают дачники за сорняки на участке, и предположил, что без отсутствия резонанса подростков бы оправдали.
«Формально это наказание, по сути — оправдание. Удивительно уже то, что нападавших судили не за «применение насилия, опасного для жизни и здоровья», словно можно пускать в ход кулаки, не рискуя причинить ущерб здоровью. Но даже по более «мягкой» 1 части статьи 318 УК можно сесть на пять лет. Суд же умудрился назначить нападавшим штрафы, какие могут получить дачники за сорняки на участке. Подозреваю, что, если бы не общественный резонанс и контроль со стороны Следственного комитета, бандюганов бы вообще оправдали», — заключил он.
Юристы попытались объяснить столь мягкий приговор суда.
«Суд связан доводами и положениями Уголовно-процессуального кодекса РФ и Уголовного кодекса РФ. Суд ведь при назначении наказания исходит из тех формализованных критериев, которые точно определены. И следующий момент – это санкция статьи. Судья должен в случае ужесточения наказания обосновать свое решение. Не так просто назначить самый суровый вид наказания. А если появились смягчающие обстоятельства, то это сразу же работает в пользу подсудимых. Есть состязательность сторон, каждая из которых предоставляет те или иные доказательства. Судья их только оценивает. И говорить о том, что он мог свободно варьировать от минимального наказания до самого сурового, просто не приходится. Если есть вопросы к мере наказания, то приговор можно обжаловать», - пояснил руководитель высшей школы права ЮГУ, председатель исполкома регионального отделения Ассоциации юристов России Станислав Розенко.
Но и Розенко не спорит с тем, что инцидент представляет опасность для общества.
«Я не спорю с теми, кто видит в подобных случаях общественную опасность. Если сегодня поднимают руку на полицейских таким вот образом (насилие, не опасное для жизни и здоровья), где гарантия, что не произойдет последующего ужесточения? Состояние своеволия никогда не остается на одном месте, оно расширяется, к сожалению, потому это опасно. Я согласен, что на это надо жестко реагировать. Но вариантом решения этой проблемы является внесение изменений в Уголовный кодекс РФ через Госдуму РФ. Надо просто ужесточить наказание, и все», - резюмировал он.
Новая волна резонанса заставила вновь вмешаться в ситуацию главу Следкома Александра Бастрыкина.
«В Нефтеюганске двум мужчинам, совершившим противоправные действия в отношении сотрудников полиции, огласили приговор и, несмотря на применение ими физической силы, назначили наказание в виде штрафа. Ранее следователями Югры в отношении подростков было возбуждено уголовное дело по статье «применение насилия в отношении представителя власти». Председатель СК России Александр Бастрыкин поручил руководителю СУ по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре Михаилу Мокшину доложить о результатах расследования уголовного дела и собранной доказательственной базе», - такое сообщение появилось на сайте регионального управления СК по ХМАО-Югре.
Отреагировала и прокуратура. Межрайонный прокурор Нефтеюганского района Алексей Горбунов подал апелляцию на приговор районного суда в отношении хулиганов. Вероятно, теперь приговор будет жёстче. Но почему это становится возможным только и исключительно после мощного общественного возмущения? Почему следователи, прокуроры и судьи не работают так, как положено, без гнева людей и окрика сверху? Всесильный «дядя Турал» или просто нежелание вникать в ситуации? Кто открывает «окна Овертона»?
Напомним, в сентябре произошла ещё одна громкая история, о которой писал наш сайт. В Екатеринбурге восьмиклассник хулиганил на уроке, дошло до оскорбления учителя матерными словами. Когда тот захотел отвести школьника к директору силой, взяв за свитер, начался скандал, который закончился уголовным делом для молодого физика Сергея Перминова. Его приговорили к полутора годам исправительных работ, запретили работать по специальности и назначили штраф в 120 тысяч рублей. 26-летний мужчина из семьи потомственных педагогов, уволенный из школы, пошёл устанавливать домофоны. Всё это – в момент острейшей нехватки педагогов в школе. И снова – только и исключительно громкий общественный резонанс смог привлечь внимание к этому делу. На решение суда была подана апелляция, Общественный совет при Министерстве просвещения РФ взял ситуацию под личный контроль (что мешало это сделать раньше, не допуская увольнения действительно ценных кадров?). А прокуратура внесла апелляционное представление, которым выразила несогласие с вынесенным приговором, указав, что судом не были учтены смягчающие обстоятельства. Не остались в стороне и родители школьников, которые (пусть и поздно, но лучше так, чем никак) написали письмо в защиту Сергея Перминова.
Наиболее интересным в этой истории является тот факт, что ученик 8-го класса, с которым у молодого физика случился конфликт, считался «трудным подростком» и сменил целых три школы ранее, нигде не задерживаясь надолго. Этот факт всплыл только сейчас – ни следствием, ни судом он не был принят во внимание, хотя секретом не являлся никогда. К слову, то же самое и в Нефтеюганске – соседи подростков-мигрантов говорят о том, что они регулярно вели себя агрессивно, употребляли алкоголь, и, в общем-то, никто не сомневался, что рано или поздно хулиганы схлестнутся с представителями закона. Правда, никто и представить не мог, что отделаются они всего лишь штрафом в 25-30 тысяч рублей, по сути, получив индульгенцию на дальнейший беспредел, включая избиения правоохранителей. И если бы не общественное возмущение – всё так бы и было.
Примечательно, что «окна Овертона» судом раскрываются для подростков, провоцируя на новые «подвиги» - от банального хулиганства до тяжелых преступлений. А широко распиаренные сериалы, как, например, «Слово пацана», как будто показывают дорогу, по которой стоит идти молодёжи – идти безнаказанно. Что будет, если страна потеряет педагогов, врачей и, в конце концов, полицию? О престиже этих профессий говорить уже не приходится – он растворился вместе с копеечными зарплатами, вылившись в острый кадровый голод. Оставшихся сотрудников добивают валом бумажной работы, отчетами и страхом перед невротическими мамашами или «дядями Туралами», которые могут «порешать» любой вопрос. Кто в таких условиях будет учить, лечить и защищать?
Свежие комментарии