На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мировое обозрение

171 подписчик

Свежие комментарии

  • Владимир Алтайцев
    🤮🤮🤮🤮🤮🤮🤮🤮🤮🤮🤮🤮🤮🤮🤮🤮🤮🤮🤮🤮🤮🤮🤮😔😔😔Был ли Пригожин е...
  • Владимир Алтайцев
    Xnj,  nt,t? uyblt? clj[yenm d  cnhfiys[ vextybz['/Чтоб  тебе, писаке, сдохнуть в страшных мучениях, как собаке в кана...Был ли Пригожин е...
  • Галина Соколова
    О чем предупредил!?что за идиот печатает такие статьи!?СРОЧНО - Президен...

«Я выиграл сражение одними маршами»


Сдача Ульма: Бонапарт и генерал Мак приходят к взаимопониманию. Британская политическая карикатура. Автор Джеймс Гилрей

Планы сторон


Как уже ранее отмечалось, Бонапарт планировал войну в пределах Англии, мечтал о «взятии Лондона и Английского банка», но ему пришлось вести войну с «наймитами» Англии — Австрией и Россией, и закончить войну не в Лондоне, а близ Вены (Русская кровь за спасение «туманного Альбиона»).



Однако британцы смогли блокировать французский флот, усиленный испанскими кораблями (а затем его вообще сожгли – Трафальгар), и «наняли» на войну Австрию и Россию, которых подкрепляли на севере и юге шведы и неаполитанцы.


Лондон пообещал Венскому двору 5 миллионов фунтов стерлингов и как окончательную плату за участие в войне территориальные приобретения — Бельгию, Франш-Конте (часть бывшей Бургундии) и Эльзас. Лондон обещал всем участникам сколачиваемой коалиции полное денежное финансирование военных расходов. Англия бралась выплачивать за каждые 100 тыс. солдат 1 млн. 250 тыс. фунтов стерлингов ежегодно.

Империя Габсбургов боялась новой войны с Наполеоном. Но постепенно жажда реванша преодолела страх. Особенно когда Австрийскую империю подкрепили русскими штыками. 29 июля 1805 года Австрия особой декларацией заявила о своем присоединении к русско-английскому соглашению.

Те, кто не желал войны, были уволены со своих постов. Эрцгерцог Карл, известнейший полководец и сторонник трезвой внешней политики, был заменен воинственно настроенным генералом Ла Туром на посту председателя гофкригсрата. Австрийская армия стала готовиться к войне. Потерял свой пост генерал-квартирмейстер Дука, сторонник умеренной политики и человек из «клана» эрцгерцога Карла. На его пост был назначен генерал Мак.

На совещании в Вене, где принимали участие высшее командование австрийской армии и посланник русского царя генерал-адъютант Винцингероде, был принят план войны с Францией.
Союзники собирались выставить огромные силы для борьбы с Наполеоном. Россия и Австрия должны были выставить главные силы. Конвенция между Австрией и Россией определяла силы этих держав, предназначенные для похода: 250 тыс. австрийцев и 180 тыс. русских. Союзники также надеялись привлечь Пруссию, Швецию, Данию, Неаполитанское королевство и различные немецкие государства.

Всего собирались выставить более 600 тыс. человек. Правда, это было в теории. На практике ни Пруссия, ни мелкие германские государства, боявшиеся Наполеона, воевать не стали.

Поэтому план, намеченный в Вене 16 июля 1805 года, предполагал наступление по четырем направлениям:

1) 50-тысячная русская армия, командование которой позже будет передано генералу Кутузову, должна была собраться на юго-западной границе Российской империи у городка Радзивиллов и двинуться в Австрию для соединения с войсками этой державы. Позднее должна была подойти вторая русская армия (по первоначальному плану — через территорию Пруссии). Австрия выставляла 120-тысячную Дунайскую армию генерала Мака, к которой должны были присоединиться войска Кутузова. Австро-русская армия должна была действовать в Южной Германии. Общая численность союзных сил после объединения должна была дойти до 220 тыс. солдат.

2) Примерно 90-тысячная русская армия должна была собраться на западных границах России. Петербург собирался потребовать пропустить эти войска через прусскую территорию и тем самым вынудить Пруссию выступить на стороне антифранцузской коалиции. Затем, после вступления на прусскую территорию, часть этой армии должна была отправить на соединение с австрийцами, а другая часть — идти на северо-запад Германии.

В итоге на западных границах России были сосредоточены Волынская армия под командованием генерала Буксгевдена в 30 тыс. человек, которая должна была усилить армию Кутузова, а в районе Гродно разворачивалась 40-тыс. Северная армия генерала Беннигсена.

На северо-запад Германии, в Померанию, должны были прибыть морем и высадиться ещё 16 тыс. русских солдат (корпус Толстого) и шведский корпус. Русское и австрийское командование надеялось, что к ним присоединится и прусская армия. Эта армия должна была действовать на севере Германии, захватить Ганновер и разгромить французские войска в Голландии.

3) В Северной Италии должна была наступать 100-тысячная австрийская армия эрцгерцога Карла. Австрийская армия должна была выбить французские войска из Ломбардии и начать завоевания Южной Франции. Для обеспечения связи между действиями двух основных ударных группировок в Южной Германии и Северной Италии на земле Тироль сосредотачивалась 30-тысячная армия под командованием эрцгерцога Иоанна.

4) На юге Италии планировали высадить русский 20-тысячный экспедиционный корпус с острова Корфу и английский корпуса, которые должны были объединиться с 40-тысячной неаполитанской армией и действовать против южного фланга французской группировки в Италии.

Таким образом, союзники планировали наступать по четырем основным направлениям: в Северной и Южной Германии, в Северной и Южной Италии. Основные силы выставили Австрия и Россия. Осенью 1805 г. огромные силы коалиции начали движение в сторону французской границы. 8 сентября 1805 года австрийские войска форсировали реку Инн и вторглись в Баварию. Война началась.

Союзники надеялись использовать то, что основные и лучшие силы Наполеона были отвлечены подготовкой десантной операции. Они думали, что Наполеон не успеет быстро перегруппировать силы, и союзники в это время начнут решительное наступление, смогут решить задачи первого этапа и подготовиться к вторжению в саму Францию. Франции придется вести тяжелые оборонительные бои на нескольких направлениях.

Генерал-квартирмейстер австрийской армии Мак и вице-президент гофкригсрата Шварценберг составили план кампании против Франции, согласно которому предполагалось стремительно вторгнуться в Баварию и заставить её перейти на сторону союзников, и одновременно начать наступление крупными силами в Италии. Эти операции предполагалось начать еще до подхода русской армии, а с ее прибытием перенести боевые действия на территорию Франции.

Исходя из интересов Вены, главным считался североитальянский театр военных действий. В результате русские войска должны были снова, как и во время Второй коалиции, воевать за интересы Лондона и Вены.

В целом план антифранцузской коалиции был рассчитан на то, что их противником будет не Наполеон, а руководитель иного склада, и содержал крупные просчёты. Союзники рассчитывали, что противник не успеет быстро парировать их наступление, отдаст инициативу.

Не существовало единого командования всеми армиями союзников. Силы союзников были распылены на большом театре, предлагалось прежде всего решить задачи Австрии. Ещё во время прежней кампании Суворов предлагал сосредоточить усилия на Франции.

Австрийцы переоценивали свои силы и самоуверенно собирались начать активные боевые действия до соединения с русскими войсками. Хотя Кутузов рекомендовал воздержаться от военных действий до соединения всех русских и австрийских сил, не дробить их на малые части. Александр I не внял этому разумному совету и решил придерживаться австрийского плана.


Франция


Бонапарт не стал ждать, пока его разгромят. Он действовал быстро и решительно, по-суворовски. «Великая армия» (бывшая «Английская армия») покинула Булонский лагерь, совершила стремительный марш и в сентябре 1805 г. пересекла Рейн и вторглась в Германию.

Пехота шла по обочинам дорог, оставляя проезжую часть для артиллерии и обозов. Средний темп марша составлял около 30 километров в день. Хорошо отработанная система снабжения позволила фактически без остановок преодолеть расстояние в 500—600 км, которые отделяли Булонский лагерь от театра предстоящих действий.

Меньше чем в три недели, в неполных 20 дней, громадная по тому времени армия была переброшена почти без потерь больными и отставшими на новый театр боевых действий. 24 сентября Наполеон выехал из Парижа, 26 сентября он прибыл в Страсбург, и тотчас же началась переправа войск через Рейн.

Как отмечал сам Бонапарт: «Я выиграл сражение одними маршами».


Наполеон обращается к 2-му корпусу своей армии на мосту через Лех в Аугсбурге, Германия, 12 октября 1805 года. Французский художник Пьер-Клод Готеро

«Великая армия»


Особенностью армии Наполеона было то, что каждый корпус был самостоятельной боевой единицей («армией»), которая имела свою артиллерию, кавалерию и все необходимые учреждения. Каждый корпус имел возможность воевать в отрыве от остальной армии.

Главные артиллерийские и кавалерийские силы не зависели от кого-либо из маршалов, не входили ни в один из этих корпусов. Они были организованы как особые части Великой армии и были поставлены под прямое и непосредственное командование самого императора. Так, маршал Мюрат, который был назначен начальником всей кавалерии, состоявшей из 44 тыс. человек, являлся исполнителем воли императора. Это позволяло Наполеону концентрировать основную мощь артиллерии и кавалерии на одном участке.

Особой частью армии была гвардия, которая состояла из полков пеших гренадер и пеших егерей, из конных гренадер и конных егерей, из двух эскадронов конных жандармов, из одного эскадрона мамелюков, набранных в Египте, и из «Итальянского батальона» (в нём было больше французов, чем итальянцев). В Императорскую гвардию брали лишь особо отличившихся солдат. Они получали жалованье, лучше снабжались, пользовались хорошей пищей, жили в непосредственной близости к императорской главной квартире и носили нарядные мундиры и высокие медвежьи шапки. Наполеон очень многих из них знал в лицо и их жизнь и службу.

При этом солдаты любили Наполеона и верили, что слова «в ранце каждого солдата лежит жезл маршала» — не пустой звук; ведь многие офицеры и даже генералы и маршалы начали службу простыми солдатами. Своеобразна была дисциплина, введенная Наполеоном. Телесных наказаний в армии он не допускал. Военный суд приговаривал в случае больших проступков к смертной казни, к каторге, в более легких случаях — к военной тюрьме. Но был один особо авторитетный институт — товарищеский суд, когда сами солдаты могли, к примеру, за трусость приговорить товарища к смерти. А офицеры не вмешивались.

Наполеон был очень внимателен к командному составу и без колебаний возносил талантливых командиров. Наполеон окружил себя целой свитой блестяще одаренных полководцев. Почти все они были решительны и самостоятельны, имели «свои» таланты и одновременно были отличными исполнителями, с полуслова понимая мысль Наполеона. В руках стратега Наполеона эта великолепная когорта полководцев и тактиков была грозной силой.

В результате высший командный состав французской армии на голову превосходил командование той же Австрии. А сам Наполеон в этот период находился на пике своих дарований.

Французская армия имела высокий боевой дух, так как это была армия победителей, уверенная в справедливости войны, которую вела Франция.

Эта армия, — отмечал Мармон, — была могущественна не столько по числу своих солдат, сколько по их натуре: почти все уже воевали и одерживали победы. Еще осталось вдохновение революционных войн, но оно вошло в направленное русло; начиная от главнокомандующего, от командиров корпусов и дивизий до простых солдат и офицеров, все были закалены в битвах. 18 месяцев, проведенных в лагерях, придали ей дополнительную обученность, невиданную доселе спайку и безграничную уверенность в своих солдатах.
Наполеон, как отличный стратег, легко вскрыл планы противника и действовал по-суворовски — «глазомер, быстрота, натиск». Численное превосходство противника он разрушил быстрым передвижением французской армии и сокрушением армий врага поодиночке. Он расчленял силы противника и наносил им удар за ударом.

Наполеон мог выставить для похода не более 250 тыс. штыков и сабель и 340 орудий. «Великая армия» значительно уступала общим силам коалиции, но была собрана в едином кулаке и подчинена одной воле.

Император сразу вычленил главную: захватить стратегическую инициативу, разгромить основную группировку противника и взять Вену. Наполеон планировал в нескольких сражениях вывести центральную державу вражеской коалиции — Австрию, и продиктовать ей условия мира. После этого антифранцузская коалиция теряла большую часть возможностей по ведению борьбы с Францией.

Что же касалось других направлений — ганноверского и неаполитанского, то Наполеон относился к этим театрам военных действий как к вспомогательным, разумно полагая, что успехи на основном направлении компенсируют возможные потери. В Италии действовал 50-тысячный корпус маршала Массены. Массена вполне справился с поставленной задачей. Он одержал победу над эрцгерцогом Карлом при Кальдиеро, потом занял Венецию, Каринтию и Штирию.


Французский гренадёр Великой армии в походной форме. Военная энциклопедия Сытина. 1912 год

Наступление австрийской армии


Пока войска маршировали по дорогам Франции, Наполеон внимательно следил из Парижа за действиями противника. Маршал Мюрат со своим штабом расположился в Страсбурге, откуда постоянно информировал императора о действиях австрийской армии.

Австрийская армия была снабжена и организована несравненно лучше, чем раньше. Армия Мака была предназначена для первого столкновения с передовыми силами, и на неё возлагались особенно большие надежды. От первого сражения очень многое зависело. В Австрии, России и Англии верили в успех Дунайской армии Мака. Эта вера происходила не только из-за знания о хорошем состоянии австрийской армии, но и предположений союзного командования о том, что Наполеон не сможет перебросить сразу всю «Английскую армию» и отправит её часть, и даже если отправит всю армию, то не сможет быстро перебросить и сосредоточить её на Рейне.

8 сентября 1805 года австрийские войска под командованием эрцгерцога Фердинанда и Мака форсировали реку Инн и вторглись в Баварию. Через несколько дней австрийцы заняли Мюнхен.

Баварский курфюрст колебался и был в постоянном страхе. Ему грозила, требуя союза, могущественная коалиция Австрии, России и Британии, ему грозил, тоже требуя союза, французский император. Правитель Баварии сначала вступил в тайный союз с антифранцузской коалицией, обещав Вене помощь в начинавшейся войне. Однако спустя несколько дней, ещё поразмыслив, забрал свою семью и правительство и вместе с армией бежал в Вюрцбург, куда направлялся 1-й корпус Бернадота. Бавария осталась на стороне Наполеона.

В результате антифранцузская коалиция потерпела первое дипломатическое поражение — Баварию не удалось вынудить выступить против Франции. Курфюрст Вюртембергский и великий герцог Баденский также остались на стороне Наполеона. В награду за это курфюрсты Баварии и Вюртемберга были произведены Наполеоном в короли. Бавария, Вюртемберг и Баден получили награду территориальными пожалованиями за счет Австрии.

После того как австрийцам не удалось вынудить Баварию выступить на стороне антифранцузской коалиции, Мак, вместо того чтобы остановиться и ждать подхода русской армии, продолжал вести войска на запад.

21 сентября передовые части австрийцев достигли Бургау, Гюнцбурга и Ульма, и после получения первых сведений о приближении французской армии к Рейну было решено подтянуть отставшие части на передовой рубеж — линию реки Иппер. При этом австрийская армия была расстроена форсированным маршем по плохим дорогам, кавалерия выбилась из сил, артиллерия едва поспевала за остальными войсками. Таким образом, перед столкновением с противником австрийская армия была не в лучшем состоянии.

Сам Карл Мак прошел путь от солдата до генерала. Обладая определенными способностями и, без сомнения, храбростью и упорством, он не был хорошим полководцем, и особо блестящих военных операций за ним не отмечалось. Мак был больше теоретиком, нежели практиком. В 1798 г., командуя 60-тысячной неаполитанской армией, потерпел поражение от 18-тысячного французского корпуса. При этом сам Мак оказался в плену. Впрочем, это ему в вину не ставили, так как низкие боевые качества итальянских войск в ту пору были общеизвестны.

Зато Мак приглянулся министру иностранных дел и вице-канцлеру Людвигу фон Кобенцелю, так как не принадлежал к генералам-аристократам, не был сторонником эрцгерцога Карла и разделял воинственные взгляды вице-канцлера. Благодаря этому, Мак сделал головокружительную карьеру, заняв место генерал-квартирмейстера при формальном главнокомандующем, молодом эрцгерцоге Фердинанде.

Бонапарт, который познакомился с Маком в Париже, где он жил в качестве пленного, отмечал:

Мак — это самый посредственный человек из числа встреченных мною. Преисполненный самомнения и самолюбия, он считает себя на все способным. Желательно было бы, чтобы его послали против одного из наших хороших генералов; тогда пришлось бы насмотреться на интересные вещи. Мак высокомерен, вот и все; это один из самых неспособных людей, да вдобавок он еще неудачлив.
К 22 сентября Дунайская армия четырьмя отрядами — Ауфенберга, Верпека, Риша и Шварценберга — расположилась по берегам Дуная и Иппера на участке Гюнцбург, Кемптен. Правый фланг обеспечивался 20-тысячным корпусом Кинмайера, разбросанным от Амберга до Нейбурга с отрядами на переправах через Дунай.

Армия Кутузова в это время была в 600 километрах от Дунайской армии и форсированным маршем шла на помощь австрийцам. Русские войска частично перебрасывались на подводах, чтобы ускорить их движение. Однако австрийцы сами сделали всё, чтобы русские не успели на помощь.


Карл Мак фон Лейберих (1752 — 1828)
Продолжение следует…
Ссылка на первоисточник
наверх