2 мая 1945 года после ожесточенных десятидневных боев Красная армия овладела столицей Третьего рейха. В короткий срок советские войска овладели одним из крупнейших городов мира. Взятие германской столицы, а также гибель нацистского руководства деморализовало вермахт, что способствовало скорейшей капитуляции нацистской Германии.
По состоянию на 1939 год население Берлина составляло свыше 4,3 млн человек. В столице Третьего рейха были расположены предприятия военной, электротехнической и машиностроительной промышленности. В городе имелись десятки вокзалов и железнодорожных станций, а также развитая сеть подземных коммуникаций.
Командир взвода фольксштурма докладывает вышестоящему командиру
Город-крепость Берлин
Подготовка к обороне Берлина началась в феврале 1945 года, когда советские войска вышли к Одеру. Все промышленные предприятия, вокзалы, а также правительственные объекты были превращены в опорные пункты. Улицы города перегораживались баррикадами, имевшими толщину до 4 метров. Серьезным препятствием для советских войск являлись три башни ПВО, возведенные в 1940-41 гг. Эти бетонированные сооружения, оснащавшиеся зенитной артиллерией калибром от 20 до 128 мм, могли вместить в себя несколько тысяч человек. В одной из таких башен ПВО, которая находилась в Зоологическом саду, был расположен командный пункт гарнизона. Также штурм Берлина осложнялся наличием водных преград в виде реки Шпрее, озер и каналов.
Точных данных о численности берлинского гарнизона не сохранилось. На допросе в советском плену последний комендант Берлина Г. Вейдлинг оценивал численность вверенных ему войск в 90 тысяч человек. Кроме того, в городе были части фольксштурма второй категории, формировавшиеся из заводских рабочих по мере закрытия предприятий. При этом до 24 апреля в Берлине не было ни одного регулярного соединения, за исключением охранного полка «Гросс Дойчланд» («Великая Германия») и бригады СС, охранявшей рейхсканцелярию. Вся оборона города была возложена на подразделения фольксштурма, полиции, личного состава различных тыловых частей.
Немецкое командование рассчитывало сдерживать Красную армию на подступах к Берлину, сосредоточив свои основные силы на одерском фронте. Однако по итогам боев на Зееловских высотах части немецких 9-й полевой и 4-й танковой армий оказались в окружении юго-западнее Берлина. К 24 апреля в Берлин смогли отойти только остатки 56-го танкового корпуса в количестве 12-15 тысяч человек. В целом численность гарнизона немецкой столицы можно оценить в 120-150 тысяч человек. Город был хорошо подготовлен к обороне в инженерном отношении, однако за редким исключением оборонялся частями с невысоким уровнем боеспособности.
Карта штурма Берлина
Советские войска, штурмовавшие Берлин, насчитывали 464 тысячи человек, а также 1500 танков и 14 800 орудий и минометов. Красная армия обладала значительным численным превосходством как в людях, так и в технике. Быстрому взятию города способствовало полное окружение Берлина, которое состоялось 24 апреля. При этом город надо было брать как можно быстрее, поскольку его блокада и последующая длительная осада вели к затягиванию войны и увеличению потерь Красной армии на других фронтах. Взятие же Берлина означало скорейшую капитуляцию немецких вооруженных сил и завершение войны.
Штурм столицы Третьего рейха
С востока на Берлин наступала 5-я ударная армия Н.Э. Берзарина. Здесь штурм города начался с форсирования реки Шпрее. В ночь с 22 на 23 апреля советская пехота пересекла реку в районе Трептов-парка. Берег реки оборонялся лишь слабым боевым охранением из фольксштурма, а также саперного батальона дивизии СС «Нордланд», поскольку противник не ожидал атаки с этого направления. Снабжение советского плацдарма обеспечили полуглиссеры Днепровской флотилии. Действуя под огнем немецкой артиллерии, советские речники перебросили на занятый плацдарм две дивизии 9-го стрелкового корпуса. Всего отрядом речных катеров было переправлено 16 тысяч солдат, 27 танков и около 100 орудий и миномётов. По итогам этих боев командир 1-го отдельного отряда полуглиссеров Михаил Калинин был удостоен звания Героя Советского Союза.
Суда 1-го отдельного отряда полуглиссеров Днепровской военной флотилии переправляют войска через реку Шпрее
Успешные действия Н.Э. Берзарина были высоко оценены советским командованием, и уже 24 апреля он был назначен первым комендантом Берлина. В дальнейшем части 5-й ударной армии вели тяжелые бои по овладению зданиями гестапо, министерства авиации, государственной типографии. На этом участке фронта советским войскам противостояла дивизия СС «Шарлемань», укомплектованная французскими коллаборационистами. Ко 2 мая советские части овладели большей частью правительственного квартала.
Советские бойцы с красным знаменем проходят у колонны танков ИС-2 на улице Берлина
С юго-востока на Берлин наступали части 1-й гвардейской танковой армии М.Е. Катукова и 8-й гвардейской армии В.И. Чуйкова. Советские солдаты пересекали реку (или канал) на автомобилях-амфибиях, занимали плацдармы, после чего шло отражение контратак немцев, наведение понтонных переправ и продвижение вглубь города. В дальнейшем используя тактику штурмовых групп, части продвигались от одного квартала к другому, блокируя и уничтожая опорные пункты противника. Немцы пытались остановить советское продвижение с помощью фаустпатронов, на что Красная армия отвечала применением артиллерии калибром от 45 до 203 мм, огнем танков и САУ, а также использованием подрывных зарядов.
К 26 апреля армия В.И. Чуйкова овладела аэродромом Темпельхов, лишив город снабжения по воздуху. 27 апреля советскими частями была преодолена еще одна водная преграда – Ландвер-канал, после чего наступление продолжилось. К 30 апреля 1-я гвардейская танковая и 8-я гвардейская армии вышли в центр города и завязали бои за парк Тиргартен, зоологический сад и Ангальтский вокзал. В этот же день танкисты 11-го гвардейского танкового корпуса А.Х. Бабаджаняна открыли огонь прямой наводкой по рейхсканцелярии. В это время там находились А. Гитлер, Й. Геббельс, М. Борман и другие лидеры Третьего рейха. Прорыв советских войск на подступы к рейхсканцелярии, а также невозможность деблокирования города извне вынудили Гитлера покончить с собой, и в середине дня он застрелился. 1 мая армии В.И. Чуйкова и М.Е. Катукова овладели зоологическим садом и большей частью парка Тиргартен, а уже 2 мая бои в центре Берлина прекратились в связи с капитуляцией гарнизона города.
С юго-запада немецкую столицу атаковали 3-я гвардейская танковая армия П.С. Рыбалко и 28-я армия А.А. Лучинского, которые входили в состав 1-го Украинского фронта под командованием И.С. Конева. Форсировав канал Тельтов, советские части овладели такими районами как Халензе, Вильмерсдорф и Далем. Однако продвижение войск И.С. Конева развивалось более медленно по сравнению с частями 1-го Белорусского фронта, поскольку со стороны противника этот участок оборонялся регулярными подразделениями 56-го танкового корпуса, усиленными тяжелыми танками «Тигр» и «Королевский тигр». Поэтому 28 апреля решением Ставки ВГК центр Берлина был отнесен к зоне ответственности войск Г.К. Жукова. Таким образом, войска 1-го Украинского фронта овладели юго-западной частью Берлина, в то время как большая часть города была взята частями 1-го Белорусского фронта.
Северо-западные районы города штурмовала 2-я гвардейская танковая армия С.И. Богданова, которая использовала в боях танки и мотопехоту. Для борьбы с фаустниками применялись небольшие группы автоматчиков, которые продвигались впереди танков. В свою очередь танки и САУ занимались уничтожением огневых точек, которые мешали продвижению пехоты. Немецкие подразделения фольксштурма и гитлерюгенда подобной тактике ничего противопоставить не могли, отступая вглубь города. В результате 2-я гвардейская танковая армия овладела городом Потсдам и берлинскими районами Сименсштадт и Шарлоттенбург, достигнув парка Тиргартен.
Бои за Рейхстаг (28 апреля – 2 мая)
Целью всех советских армий, штурмовавших Берлин, был Рейхстаг – бывшее здание германского парламента. Наиболее успешно к нему продвигалась 3-я ударная армия В.И. Кузнецова, которая преодолела водные преграды, превращенные немцами в оборонительные рубежи. 27 апреля войска овладели тюрьмой Моабит – крупным опорным пунктом немецкой обороны. На следующий день советские части вышли к реке Шпрее у моста Мольтке.
Задача штурма Рейхстага была возложена на 79–й стрелковый корпус 3-й ударной армии, в состав которого входили 150-я и 171-я стрелковые дивизии. Со стороны противника здание немецкого парламента обороняли части СС, которые включали французских и латышских коллаборационистов, а также подразделения морской пехоты. Гарнизон здания в количестве около 1 тыс. человек имел на вооружении большое количество артиллерийских орудий, пулеметов и фаустпатронов.
В ночь на 29 апреля пехотинцы 150-й и 171-й стрелковых дивизий переправились по мосту Мольтке, который немцы не успели взорвать. Далее советские подразделения заняли «Дом Гиммлера» – здание германского МВД, а также швейцарское посольство. Решающий штурм Рейхстага начался после полудня 30 апреля. В 13:00 была предпринята получасовая артиллерийская подготовка, после которой советские подразделения ворвались в здание. В 14:25 лейтенант Рахимжан Кошкарбаев и рядовой Григорий Булатов водрузили красный флаг на лестнице главного входа в Рейхстаг. Знамя № 5 Военного совета 3-й ударной армии, которое в итоге стало Знаменем Победы, было водружено на здание Рейхстага несколько позднее.
Советская штурмовая группа устремляется к Рейхстагу
Лишь к вечеру 30 апреля основная часть Рейхстага была занята подразделениями 380-го, 674-го, и 756-го стрелковых полков. В ночь на 1 мая разведчики 756-го полка М. А. Егоров и М. В. Кантария водрузили красное полотнище – именно то знамя № 5 – на конной скульптуре кайзера Вильгельма. Их сопровождали лейтенант А.П. Берест и автоматчики роты И.А. Съянова. При этом гарнизон Рейхстага продолжал оказывать сопротивление в подвале здания. На предложение сдаться, сделанное лейтенантом А.П. Берестом, немцы ответили отказом.
1 мая противник предпринял контратаку из самого Рейхстага и снаружи здания. Однако она была отражена. Окончательно бои за Рейхстаг прекратились 2 мая после объявления капитуляции.
Капитуляция берлинского гарнизона
Безнадежное положение, а также самоубийство Гитлера вынудили нацистское руководство пойти на переговоры о прекращении войны. 1 мая в штаб 8-й гвардейской армии прибыл начальник генштаба сухопутных войск Г. Кребс, который сообщил о самоубийстве Гитлера и о формировании нового правительства во главе с Й. Геббельсом. Кроме того, он выразил готовность вести мирные переговоры. Однако в штабе В.И. Чуйкова потребовали от немцев безоговорочной капитуляции берлинского гарнизона, на что Г. Кребс ответил отказом. После неудачи переговоров Й. Геббельс и Г. Кребс покончили с собой.
Осознав бесперспективность сопротивления, Г. Вейдлинг принял решение самостоятельно начать переговоры о капитуляции гарнизона. В ночь на 2 мая в сопровождении двух генералов своего штаба он перешел линию фронта и сдался в плен. Уже находясь в плену, немецкий комендант Берлина составил приказ о капитуляции гарнизона, который зачитывался через громкоговорители. С утра 2 мая началась массовая сдача в плен немецкого гарнизона. Сражение за столицу Третьего рейха завершилось.
Взятие Берлина, а также бесславный конец нацистского руководства означали скорейшее завершение войны. Части вермахта, оказывавшие упорное сопротивление от Курляндии до Югославии, утратили мотивацию сражаться, поскольку поражение Германии стало очевидным фактом.
Свежие комментарии