На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мировое обозрение

160 подписчиков

Свежие комментарии

  • Геннадий Свешников
    Он, завоевал это звание,с микрофоном в руках на поле боя👁️✍️🦻Военкор Поддубный...
  • Павел Лелин
    Где поставить минус? А вот! Уже нашёл!«Целование кольца...
  • ВАРЯГ РУС
    Комментарии здравые. Но и наш Президент несколько раз подчёркивал, что информация для образованных,  умеющих думать. ...Путин объясняет а...

Экспедиция к предкам. Просто когг. Сначала немного истории

Экспедиция к предкам. Просто когг. Сначала немного истории
Средневековый когг. Иллюстрация В. Королькова из книги автора «Рыцари. Замки. Оружие» (Росмэн»), 2005 г.


И, подняв якоря,
пошли по морю и,
развязав рули и
подняв малый
парус по ветру,
держали к берегу.
Деяния апостолов, 27:40

Артефакты истории. После гибели Западной Римской империи в Европе наступили сложные времена, которые были названы «Темными веками». Многое из того, что являлось достижениями в области искусства и культуры, инженерии и архитектуры, оказалось невостребованным и либо забылось за ненадобностью, либо сохранилось лишь на Востоке, в Византии. В том числе и искусство строить большие многопарусные корабли.



alt
700-летний ког, найденный на дне моря. Морской музей, Таллин

В Западной Европе довольствовались долблеными челнами, с наращенными досками бортами и даже просто лодками-долбленками, благо дерева тогда здесь хватало всякого.

Лишь на севере, в Скандинавии, развитие мореплавания привело к появлению знаменитых драккаров и менее знаменитых кнорров, имевших все элементы современного судна – киль, шпангоуты и обшивку. Такие корабли в Норвегии появились уже к 750 г. н. э.

Дошел до нас и знаменитый осебергский корабль, построенный где-то в 800–850 гг. и использовавшийся в ритуальных целях.

Пятый найденный норманнский корабль – гокстадский, относится также к 850 году. У него прочный киль, полный набор шпангоутов, и широкий, большой парус. Кнорры были меньше и использовались для перевозки грузов.

Историки обращают внимание на то обстоятельство, что начиная с IX века длинные и стройные драккары морских королей всё чаще появляются в сопровождении куда более массивных парусно-вёсельных «кнорров», игравших важную роль судов обеспечения.

Но и они были не очень-то подходящими кораблями для каботажных плаваний в Балтийском и Северном морях, от которых требовалась максимально возможная грузоподъемность, поскольку контроль феодалов за сухопутными путями сильно повышал убыточность сухопутной торговли. Вот так и появился торговый когг, причем происхождение этого судна до сих пор является спорным.

alt
«Бременский когг» (1380 г.). Бремерхафен

alt
Ещё одно музейное фото «Бременского когга»

alt
Таким был на нем туалет!

Обратившись к этимологии слова «когг», мы можем узнать, что оно родственно немецкому «кугель», причем не в значении «пуля», естественно, а в значении – шар, шароподобный. Есть и древнегерманское слово «kugg» – выпуклый. Видимо, оно же перешло в другие европейские языки: старофранцузский, староскандинавский и т. д.

В наречии фризов слово Kogge уже напрямую связано с водой, поскольку означает «бочка», «шайка», «посудина». Считается, что именно фризы как раз и изобрели когг, на что указывают и изложенные письменно рассуждения Альфреда Великого, из которых можно сделать вывод о том, что при нем фризские корабли очень сильно отличались от английских и скандинавских.

alt
Реконструкция «Бременского когга» в Киле. Фотография Вольфганга Фрика

Но уже в 988 году когги были и плавали, о чем также имеется письменный источник. А потом век за веком когги не только строились, но и постоянно совершенствовались, а их конструкция постепенно изменялась.

Для перевозки товаров эти суда подходили идеально, и неудивительно, что в XII–XIV веках, то есть более 200 лет, именно когги были главными морскими судами Ганзейского торгового союза. Но о Ганзе мы расскажем как-нибудь в следующий раз, а пока что давайте посмотрим на сам когг – что собой представляло это торговое судно (причем не всегда торговое, были также и боевые когги) с точки зрения корабельной архитектуры.

Прежде всего это было «круглое судно» с небольшим отношением длины к ширине (соотношение длины киля и ширины корпуса у коггов примерно равнялось 3:1), но с высокими бортами, прочным корпусом и клинкерной обшивкой, то есть обшивкой «внакрой». Доски в этом случае, подобно черепице, заходят своими краями одна на другую. Такая обшивка тяжелее гладкой, но при этом и значительно прочнее.

Весел на коггах не предусматривалось изначально. Это было исключительно парусное судно с одной-единственной мачтой, установленной посредине палубы, и прямым парусом площадью 150–200 м². Длина могла составлять 15–25 м, ширина – от 5 до 8 м, высота мачты около 25 м.

Осадка достигала 25 м, а грузоподъемность – 200 и более тонн. То есть два судна могли привести сразу 400 тонн, скажем, того же зерна. О чем, кстати, и сообщает ливонский хронист Генрих Латвийский, указавший, что в 1206 году прибытие всего лишь двух коггов с зерном в Ригу спасло весь город от голода!

Экипаж такому судну требовался относительно небольшой – 10–18 человек, что удешевляло стоимость перевозки груза на коггах.

Важной особенностью когга были прямые штевни – оконечности, выпиливавшиеся из толстых балок. На ахтерштевень навешивался руль, управлявшийся с помощью румпеля. Сделано это техническое усовершенствование в XII веке, до этого в качестве руля, как и на судах викингов, использовалось рулевое весло.

Когги имели несколько якорей вполне адмиралтейского типа и часто якорь-кошку с 6–8 зубчатыми лапами и без штока.

alt
Новодел когга в Клайпеде. Фогография Дмитрия Пургалвиса

Но самым характерным в облике коггов являлись высокие зубчатые площадки на баке (форкастль) и юте (ахтеркастль) – (кастли – «замки»), на которых располагалась вооружённая команда корабля, состоявшая из пращников и стрелков из луков и арбалетов.

Иногда на мачте располагалось «воронье гнездо» – «корзина» для наблюдателя и стрелков. Здесь же обычно размещалась и крановая балка, служившая для крепления блока с подачей по тросу коробов со стрелами наверх. В XV веке в этой «корзине» начали устанавливать и простейшие артиллерийские орудия, заряжающиеся с казенной части.

Ганзейские когги, как правило, имели одну мачту, но во второй половине XIV века рост их грузоподъемности привел к увеличению их размеров и водоизмещения, тогда одной мачты и одного паруса стало уже недостаточно. Так возник тип трёхмачтового когга – хольк, или халк, от которого можно рукой подать и до каракки, и до каравеллы.

Ганзейские когги в хорошем состоянии удается обнаружить очень редко. Пожалуй, самым известным образцом такой находки является «Бременский когг», найденный в Германии в 1962 году. Но археолог Михкель Таммет заявил, что недавно обнаруженный корабль сохранился даже лучше, чем его знаменитый родственник.

Очень интересный когг был найден во время земляных работ в центре Таллина. Корабль имеет 24 метра в длину и девять в ширину, а построен он был из массивных дубовых бревен и досок. Обшивка клинкерная, в один слой, доски соединены гвоздями, а проконопачен шерстью смешанной со смолой. Проведенный дендрохронологический анализ древесины показал, что судно потерпело крушение в 1298 году – то есть за 82 года до гибели «Бременского когга».

alt
Так называемая «церковная модель» коки XV века – испанской разновидности когга с обшивкой «вгладь». Такие модели служили вотивным целям, то есть представляли собой различные дары, приносимые в дар Богу по обету ради исцеления или спасения, в данном случае на водах. «Церковный стиль» отличается определенной гротескностью, но очень точен в деталях. Данная модель представляет собой «коку из Матаро»– поселка неподалеку от Барселоны, а находится она в Музее истории Каталонии в Берселоне. Фотография Хосе Луиса Бернадеса Рибейро

А в Швеции есть даже Коггмюзит (Музей когга), который расположен недалеко от центра города Мальмё, откуда раньше отправлялся скоростной паром в Копенгаген. С 2000 года, когда через Эресунн был построен мост, эта паромная гавань оказалась больше не нужна, отчего движение между Швецией и Данией стало обильным.

С 2003 здесь был музей, посвященный позднесредневековым кораблям и судоходству, точнее – успешной Ганзейской ассоциации торговых городов, которая возникла в Германии, но имела и сеть в глубине Европы. И значительная часть успехов Ганзы была связана именно с её грузовыми судами-коггами (по-шведски – kogg), одно из которых длиной 30 метров было раскопано в 1990-х годах, в 20 километрах к югу от Мальмё в Сканёре. Судно датируется примерно 1390 годом.

Муниципалитет Мальмё решил реконструировать «Сканёре когг» и еще один корабль, голландское небольшое судно XV века из Алмере. Так что теперь в Музее когга можно увидеть сразу два реконструированных судна, причем разрешается подниматься на борт хотя бы одного из них.

А когда ветер набирает силу и имеет направление, посетителей приглашают совершить захватывающее путешествие на реплике самого настоящего ганзейского корабля!

Продолжение следует…
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх