Средневековый когг. Иллюстрация В. Королькова из книги автора «Рыцари. Замки. Оружие» (Росмэн»), 2005 г.
И, подняв якоря,
пошли по морю и,
развязав рули и
подняв малый парус по ветру,
держали к берегу.
Деяния апостолов, 27:40
пошли по морю и,
развязав рули и
подняв малый парус по ветру,
держали к берегу.
Деяния апостолов, 27:40
Артефакты истории. После гибели Западной Римской империи в Европе наступили сложные времена, которые были названы «Темными веками». Многое из того, что являлось достижениями в области искусства и культуры, инженерии и архитектуры, оказалось невостребованным и либо забылось за ненадобностью, либо сохранилось лишь на Востоке, в Византии. В том числе и искусство строить большие многопарусные корабли.
700-летний ког, найденный на дне моря. Морской музей, Таллин
В Западной Европе довольствовались долблеными челнами, с наращенными досками бортами и даже просто лодками-долбленками, благо дерева тогда здесь хватало всякого.
Лишь на севере, в Скандинавии, развитие мореплавания привело к появлению знаменитых драккаров и менее знаменитых кнорров, имевших все элементы современного судна – киль, шпангоуты и обшивку. Такие корабли в Норвегии появились уже к 750 г. н. э.
Дошел до нас и знаменитый осебергский корабль, построенный где-то в 800–850 гг. и использовавшийся в ритуальных целях.
Пятый найденный норманнский корабль – гокстадский, относится также к 850 году. У него прочный киль, полный набор шпангоутов, и широкий, большой парус. Кнорры были меньше и использовались для перевозки грузов.
Историки обращают внимание на то обстоятельство, что начиная с IX века длинные и стройные драккары морских королей всё чаще появляются в сопровождении куда более массивных парусно-вёсельных «кнорров», игравших важную роль судов обеспечения.
Но и они были не очень-то подходящими кораблями для каботажных плаваний в Балтийском и Северном морях, от которых требовалась максимально возможная грузоподъемность, поскольку контроль феодалов за сухопутными путями сильно повышал убыточность сухопутной торговли. Вот так и появился торговый когг, причем происхождение этого судна до сих пор является спорным.
«Бременский когг» (1380 г.). Бремерхафен
Ещё одно музейное фото «Бременского когга»
Таким был на нем туалет!
Обратившись к этимологии слова «когг», мы можем узнать, что оно родственно немецкому «кугель», причем не в значении «пуля», естественно, а в значении – шар, шароподобный. Есть и древнегерманское слово «kugg» – выпуклый. Видимо, оно же перешло в другие европейские языки: старофранцузский, староскандинавский и т. д.
В наречии фризов слово Kogge уже напрямую связано с водой, поскольку означает «бочка», «шайка», «посудина». Считается, что именно фризы как раз и изобрели когг, на что указывают и изложенные письменно рассуждения Альфреда Великого, из которых можно сделать вывод о том, что при нем фризские корабли очень сильно отличались от английских и скандинавских.
Реконструкция «Бременского когга» в Киле. Фотография Вольфганга Фрика
Но уже в 988 году когги были и плавали, о чем также имеется письменный источник. А потом век за веком когги не только строились, но и постоянно совершенствовались, а их конструкция постепенно изменялась.
Для перевозки товаров эти суда подходили идеально, и неудивительно, что в XII–XIV веках, то есть более 200 лет, именно когги были главными морскими судами Ганзейского торгового союза. Но о Ганзе мы расскажем как-нибудь в следующий раз, а пока что давайте посмотрим на сам когг – что собой представляло это торговое судно (причем не всегда торговое, были также и боевые когги) с точки зрения корабельной архитектуры.
Прежде всего это было «круглое судно» с небольшим отношением длины к ширине (соотношение длины киля и ширины корпуса у коггов примерно равнялось 3:1), но с высокими бортами, прочным корпусом и клинкерной обшивкой, то есть обшивкой «внакрой». Доски в этом случае, подобно черепице, заходят своими краями одна на другую. Такая обшивка тяжелее гладкой, но при этом и значительно прочнее.
Весел на коггах не предусматривалось изначально. Это было исключительно парусное судно с одной-единственной мачтой, установленной посредине палубы, и прямым парусом площадью 150–200 м². Длина могла составлять 15–25 м, ширина – от 5 до 8 м, высота мачты около 25 м.
Осадка достигала 25 м, а грузоподъемность – 200 и более тонн. То есть два судна могли привести сразу 400 тонн, скажем, того же зерна. О чем, кстати, и сообщает ливонский хронист Генрих Латвийский, указавший, что в 1206 году прибытие всего лишь двух коггов с зерном в Ригу спасло весь город от голода!
Экипаж такому судну требовался относительно небольшой – 10–18 человек, что удешевляло стоимость перевозки груза на коггах.
Важной особенностью когга были прямые штевни – оконечности, выпиливавшиеся из толстых балок. На ахтерштевень навешивался руль, управлявшийся с помощью румпеля. Сделано это техническое усовершенствование в XII веке, до этого в качестве руля, как и на судах викингов, использовалось рулевое весло.
Когги имели несколько якорей вполне адмиралтейского типа и часто якорь-кошку с 6–8 зубчатыми лапами и без штока.
Новодел когга в Клайпеде. Фогография Дмитрия Пургалвиса
Но самым характерным в облике коггов являлись высокие зубчатые площадки на баке (форкастль) и юте (ахтеркастль) – (кастли – «замки»), на которых располагалась вооружённая команда корабля, состоявшая из пращников и стрелков из луков и арбалетов.
Иногда на мачте располагалось «воронье гнездо» – «корзина» для наблюдателя и стрелков. Здесь же обычно размещалась и крановая балка, служившая для крепления блока с подачей по тросу коробов со стрелами наверх. В XV веке в этой «корзине» начали устанавливать и простейшие артиллерийские орудия, заряжающиеся с казенной части.
Ганзейские когги, как правило, имели одну мачту, но во второй половине XIV века рост их грузоподъемности привел к увеличению их размеров и водоизмещения, тогда одной мачты и одного паруса стало уже недостаточно. Так возник тип трёхмачтового когга – хольк, или халк, от которого можно рукой подать и до каракки, и до каравеллы.
Ганзейские когги в хорошем состоянии удается обнаружить очень редко. Пожалуй, самым известным образцом такой находки является «Бременский когг», найденный в Германии в 1962 году. Но археолог Михкель Таммет заявил, что недавно обнаруженный корабль сохранился даже лучше, чем его знаменитый родственник.
Очень интересный когг был найден во время земляных работ в центре Таллина. Корабль имеет 24 метра в длину и девять в ширину, а построен он был из массивных дубовых бревен и досок. Обшивка клинкерная, в один слой, доски соединены гвоздями, а проконопачен шерстью смешанной со смолой. Проведенный дендрохронологический анализ древесины показал, что судно потерпело крушение в 1298 году – то есть за 82 года до гибели «Бременского когга».
Так называемая «церковная модель» коки XV века – испанской разновидности когга с обшивкой «вгладь». Такие модели служили вотивным целям, то есть представляли собой различные дары, приносимые в дар Богу по обету ради исцеления или спасения, в данном случае на водах. «Церковный стиль» отличается определенной гротескностью, но очень точен в деталях. Данная модель представляет собой «коку из Матаро»– поселка неподалеку от Барселоны, а находится она в Музее истории Каталонии в Берселоне. Фотография Хосе Луиса Бернадеса Рибейро
А в Швеции есть даже Коггмюзит (Музей когга), который расположен недалеко от центра города Мальмё, откуда раньше отправлялся скоростной паром в Копенгаген. С 2000 года, когда через Эресунн был построен мост, эта паромная гавань оказалась больше не нужна, отчего движение между Швецией и Данией стало обильным.
С 2003 здесь был музей, посвященный позднесредневековым кораблям и судоходству, точнее – успешной Ганзейской ассоциации торговых городов, которая возникла в Германии, но имела и сеть в глубине Европы. И значительная часть успехов Ганзы была связана именно с её грузовыми судами-коггами (по-шведски – kogg), одно из которых длиной 30 метров было раскопано в 1990-х годах, в 20 километрах к югу от Мальмё в Сканёре. Судно датируется примерно 1390 годом.
Муниципалитет Мальмё решил реконструировать «Сканёре когг» и еще один корабль, голландское небольшое судно XV века из Алмере. Так что теперь в Музее когга можно увидеть сразу два реконструированных судна, причем разрешается подниматься на борт хотя бы одного из них.
А когда ветер набирает силу и имеет направление, посетителей приглашают совершить захватывающее путешествие на реплике самого настоящего ганзейского корабля!
Продолжение следует…
Свежие комментарии