
Президент Владимир Путин подписал указ «О некоторых мерах экономического характера в топливно-энергетической сфере», направленный на сдерживание роста цен на топливо. Согласно указу, вводится мораторий на обнуление выплат по топливному демпферу с октября 2025 года по май 2026 года.
В документе говорится, что расчет демпфера в этот период будет производиться без учета отклонения средних оптовых цен на дизельное топливо и 92-й бензин от предельных отметок.
Демпфер — механизм, в рамках которого государство доплачивает нефтяным компаниями из бюджета, чтобы те продавали больше топлива на внутреннем, а не внешнем рынке. Это позволяет избегать дефицита бензина и резкого роста цен внутри страны.
«Сейчас ситуация такая: государство каждый год устанавливает некую индикативную цену, то есть это стоимость тонны бензина, дизеля, которую хочет видеть государство на внутреннем рынке. Каждый год обновляют индикативную цену. И сейчас было так, что если при биржевой торговле цена за месяц вырастает больше чем на 10% от вот этой индикативной цены, то нефтяные компании не получают выплату по демпферу. Потому что они и так уже заработали за счёт того, что цена возросла. Сейчас же мы видим, что этот мораторий — он приведёт к тому, что цены на бирже могут колебаться и более 10%, но всё равно нефтяные компании получат выплаты по демпферу», — пояснил эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков в комментарии RT.
По его мнению, это, скорее всего, только одна из мер для стабилизации топливного рынка, следующим шагом может быть ужесточения в адрес нефтяных компаний:
«Могут обязать увеличить обязательный объём продаж бензина через биржу.
Ну бензина и дизеля, может быть, но основная проблема сейчас с бензином. То есть увеличат долю обязательных продаж бензина через биржу, чтобы они всё-таки насыщали биржу, и, соответственно, таким образом и цена не поднималась. Поэтому посмотрим, что будет далее. Вот сейчас им пошли навстречу, но и от них в общем-то ждут ответного встречного движения», — отметил Юшков.К проблемам на внутреннем топливном рынке РФ привели ценаправленные атаки Украины дальнобойными беспилотниками по нефтегазовой инфраструктуре России. На этой неделе нефтяные компании обратились к правительству с просьбой о таком моратории, пожаловавшись на то, что сейчас продажа топлива на АЗС либо приносит убытки, либо ее маржинальность равна нулю.
Согласно данным Росстата и Минфина, стоимость бензина в России за неделю с 30 сентября по 6 октября выросла на 0,9%, дизель подорожал на 0,4%. В Федеральной службе госстатистики уточнили, что за указанный период цены на бензин изменились в 79 субъектах страны, больше всего он подорожал в Чечне — на 6,3%, в Севастополе бензин, напротив, подешевел на 1,7%. В Москве и Петербурге стоимость выросла на 0,6% и 0,5% соответственно.
По данным Минэкономразвития, с начала 2025 года стоимость бензина выросла более чем на 10%, обогнав общую инфляцию. Потребительская инфляция за неделю выросла на 0,23% (0,13% неделей ранее), с начала года — на 4,53%, в годовом выражении — на 8,08%.
В сентябре правительство РФ продлило запрет на экспорт бензина до 31 декабря, это было сделано на фоне роста спроса и цен на топливо. Запрет распространяется на всех экспортеров, в том числе непосредственных производителей.
Тогда же Кабмин ввел запрет на экспорт дизеля, судового топлива и прочих газойлей (в том числе приобретенных на биржевых торгах), ограничения действуют до 31 декабря. На поставки, осуществляемые производителями указанных видов топлива, запрет не распространяется.


Свежие комментарии