На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мировое обозрение

171 подписчик

Свежие комментарии

  • Владимир Алтайцев
    🤮🤮🤮🤮🤮🤮🤮🤮🤮🤮🤮🤮🤮🤮🤮🤮🤮🤮🤮🤮🤮🤮🤮😔😔😔Был ли Пригожин е...
  • Владимир Алтайцев
    Xnj,  nt,t? uyblt? clj[yenm d  cnhfiys[ vextybz['/Чтоб  тебе, писаке, сдохнуть в страшных мучениях, как собаке в кана...Был ли Пригожин е...
  • Галина Соколова
    О чем предупредил!?что за идиот печатает такие статьи!?СРОЧНО - Президен...

«Человек-легенда»: за какие подвиги лётчик Султан Амет-Хан был дважды удостоен звания Героя Советского Союза

105 лет назад родился дважды Герой Советского Союза Султан Амет-Хан. По словам историков, выдающийся лётчик стал легендой при жизни. Во время Великой Отечественной войны его самолёт при таране застрял во вражеском бомбардировщике, но Амет-Хан спасся и продолжил громить врага. После войны он стал лётчиком-испытателем и провёл ряд уникальных авиационных экспериментов.
Как отмечают эксперты, подвиги Амет-Хана не были спонтанными. Он трезво оценивал ситуацию и шёл на осознанный риск.
  • Султан Амет-Хан
  • © Общественное достояние

20 октября 1920 года родился дважды Герой Советского Союза Султан Амет-Хан. Выдающийся лётчик совершил ряд подвигов как во время Великой Отечественной войны, так и после её завершения.

Первые достижения

Султан Амет-Хан родился в Алупке в семье рабочего. Его отец был лакцем, а мать — крымской татаркой. Лётчика национальным героем считают оба народа.

Окончив семь классов школы и железнодорожное фабрично-заводское училище в Симферополе, парень устроился слесарем в депо. Параллельно учился в симферопольском аэроклубе. По словам историков, молодые люди, знакомые с самолётами, в конце 1930-х годов были чрезвычайно востребованы в армии. После призыва в РККА Султан Амет-Хан получил направление 1-ю Качинскую Краснознамённую военную авиационную школу имени А.Ф. Мясникова, которую окончил в 1940 году.

Также по теме
Дважды Герой Советского Союза Борис Сафонов «Кошмар для нацистов»: какую роль в истории сыграл дважды Герой Советского Союза Борис Сафонов
105 лет назад родился дважды Герой Советского Союза Борис Сафонов. По словам экспертов, он был одним из самых результативных.
..

Завершив обучение, Амет-Хан проходил службу сначала в 122-м, а затем в 4-м истребительном авиационном полку. К началу Великой Отечественной войны он находился на западной границе СССР — в Молдавии. Уже 22 июня 1941 года Султан Амет-Хан совершил несколько боевых вылетов на самолёте И-153, выполняя разведывательные задания и атакуя противника.

Красная армия отступила на Запад. Осенью 1941 года Амет-Хан участвовал в боях на Дону, а затем прошёл переучивание на британском истребителе «Хоукер Харрикейн».

Слава пришла к Султану Амет-Хану, когда он весной 1942 года защищал небо над Ярославлем. 31 мая, израсходовав весь боезапас, он взял на таран немецкий бомбардировщик «Юнкерс-88», нанеся удар левой плоскостью снизу. При таране советский истребитель застрял в горящем немецком самолёте. Амет-Хан в последний момент покинул кабину и, воспользовавшись парашютом, спасся.

«Этот эпизод не просто проявление храбрости. Это хладнокровный расчёт, глубокое понимание механики и аэродинамики. Лётчик интуитивно оценил риски и нашёл единственно верный алгоритм выживания в практически безвыходной ситуации», — отметила в беседе с RT методист научно-методического отдела Музея Победы Евгения Тарнягина.

Сбитый бомбардировщик был выставлен на всеобщее обозрение в Ярославле, а городской комитет обороны наградил Амет-Хана именными часами и грамотой.

  • Самолёт И-153
  • РИА Новости

Лётчик оценивал свои действия скромно — он считал, что совершил ошибку, так как не таранил «Юнкерс-88» сверху, что дало бы ему шанс сохранить свой истребитель.

В дальнейшем Амет-Хан освоил самолёты Як-1 и Як-7. В 1942 году он сражался под Воронежем и участвовал в Сталинградской битве, во время которой был сбит — второй раз его спас парашют.

«Проявил себя настоящим героем»

Осенью 1942 года Амет-Хана перевели на должность командира эскадрильи в 9-й гвардейский истребительный авиационный полк. Служить в этом подразделении, по словам историков, было почётно, так как оно считалось одним из лучших в СССР — «полком асов». Его создавали для противодействия лучшим немецким лётчикам.

«У Амет-Хана появился собственный стиль. При встрече с противником он стремительно набирал высоту и атаковал с более выгодной позиции. При этом часто он настолько сближался с вражескими самолётами, что мог рассмотреть заклёпки», — рассказала Евгения Тарнягина.

  • Истребитель Як-1
  • РИА Новости

Кроме того, по словам эксперта, Амет-Хан отточил до совершенства тактику группового боя, используя в ходе столкновения с противником заранее отработанные приёмы.

Переучившись для полётов на «Аэрокобре», Амет-Хан участвовал в боях на Дону и Кубани, в освобождении УССР и Крыма. 24 августа 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий и проявленные при этом отвагу и героизм ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

«Обычный парень из простой рабочей семьи смог стать высококлассным лётчиком и героем своей страны», — отметил в беседе с RT представитель московского отделения Российского военно-исторического общества Сергей Перелыгин.

  • Монета Банка России, посвященная Султану Амет-Хану
  • © ЦБ РФ

В интернете, в некоторых СМИ можно найти упоминания о том, что, приехав на побывку домой летом 1944 года, Амет-Хан якобы спас свою семью во время депортации крымских татар. Однако, по словам историков, это миф. Отец Амет-Хана не был крымским татарином, и поэтому требование о депортации на родных лётчика не распространялось. Но младший брат героя Имран был привлечён к ответственности за службу в подразделении нацистской вспомогательной полиции.

Вернувшись в строй, Амет-Хан пересел на истребитель Ла-7. Он участвовал в Восточно-Прусской и Берлинской операциях, а свой последний воздушный бой провёл 29 апреля 1945 года в небе над столицей Германии. За время войны он прошёл путь до помощника командира полка по воздушно-стрелковой службе и получил майорские погоны. 29 июня 1945-го Султан Амет-Хан стал дважды Героем Советского Союза. Согласно наиболее распространённой оценке, за годы войны он совершил 603 боевых вылета, принял участие в 150 воздушных боях, сбил — лично и в составе группы — 49 самолётов противника.

Лётчик-герой получил направление в военно-воздушную академию, но, проучившись там несколько месяцев, скептически оценил свои знания и подал рапорт об отчислении. В апреле 1946 года он ушёл в запас.

  • Истребитель Ла-7
  • РИА Новости
  • © В. Шияновский

По словам историков, вскоре Амет-Хан осознал, что жить без неба не может. Он затосковал, у него началась депрессия. Но боевые друзья помогли ему вернуться за штурвал. В начале 1947 года дважды Герой Советского Союза стал лётчиком-испытателем Лётно-исследовательского института в Жуковском.

«Это был принципиально иной этап, где требовались не столько боевые инстинкты, сколько глубокое аналитическое мышление. Его работа заключалась в том, чтобы «задавать вопросы» новой авиационной технике и получать на них «ответы». Он испытывал системы автоматической посадки, катапультирования, новейшие двигатели. Каждый его вылет был экспериментом, поставленным в реальных условиях», — рассказала Евгения Тарнягина.

Как отмечают эксперты, Амет-Хан быстро вошёл в число лучших советских испытателей. Уже в 1952 году он официально стал лётчиком-испытателем 1-го класса. На самолёте Ту-2 он участвовал в первой в СССР полностью автоматической дозаправке в воздухе, а вскоре после этого — в первом полёте на опытном всепогодном двухместном истребителе-перехватчике И-320.

  • Султан Амет-Хан
  • Legion-Media
  • © History and Art Collection

С 1951 по 1953 год он вместе с коллегами проводил испытания пилотируемого аналога самолёта-снаряда КС («Комета»). Во время одного из испытаний аппарат сразу не запустился. Амет-Хану удалось его завести только у самой земли. За работу над КС лётчик получил Сталинскую премию II степени.

В ходе тестирования нового катапультного кресла для истребителей Су-7 и Су-9 взорвался пороховой патрон стреляющего механизма катапульты. Был повреждён топливный бак, кабину самолёта залило горючим. Напарник Амет-Хана не мог покинуть машину из-за повреждения катапультного кресла, но дважды Герой Советского Союза спас коллегу, посадив самолёт в сложнейших условиях.

Всего Амет-Хан освоил около 100 видов летательных аппаратов. В 1961 году он был удостоен звания заслуженного лётчика-испытателя СССР.

  • Памятник Султану Амет-Хану в Алупке
  • Legion-Media
  • © Garmasheva Natalia

«Для нашей авиации это человек-легенда, который проявил себя настоящим героем и в военное, и в мирное время», — подчеркнул в беседе с RT эксперт Национального центра исторической памяти при президенте РФ Александр Макушин.

1 февраля 1971 года Султан Амет-Хан погиб во время испытания летающей лаборатории Ту-16. Катастрофа произошла под Егорьевском в Московской области.

По словам экспертов, Амет-Хан внёс огромный вклад и в победу над нацизмом, и в развитие отечественной авиации. Его служение Родине — пример для новых поколений лётчиков.

Ссылка на первоисточник
наверх