На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мировое обозрение

158 подписчиков

Свежие комментарии

  • ВАРЯГ РУС
    Комментарии здравые. Но и наш Президент несколько раз подчёркивал, что информация для образованных,  умеющих думать. ...Путин объясняет а...
  • Владимир Кузнецов
    Зато у них демократия и весь мир с ними. И безвиз можно поехать куда хочешь 😁«Мы жрали снег». ...
  • Владимир Кузнецов
    Лучшее, что он может сделать для человечества, это мучительно сдохнуть.Швейцарская компа...

«Ужасное и пугающее зрелище». Драматическая гибель линкора «Бархэм»


Взрыв британского линкора «Бархэм»


Дредноут типа «Куин Элизабет»


В ходе гонки морских вооружений, начатой ещё до начала Первой мировой войны, родился проект линкоров типа «Куин Елизабет» (Queen Elizabeth). Головное судно серии было названо в честь английской королевы Елизаветы I и было спущено на воду в 1913 году.

Новые дредноуты превосходили своих предшественников в огневой мощи, скорости и имели мощное бронирование. Огромные махины с полным водоизмещением – 33 тыс. тонн, длиной почти 200 м, шириной – 27 м. Бронирование: главный пояс от 203 до 330 мм, на корме и носу – от 102 до 152 мм. Скорость – 23 узла. Артиллерия главного калибра: 381 мм (8 орудий – 4 башни). Экипаж – до 1 250 человек.

Особенностью новых линкоров было используемое ими топливо. Англия переводила флот с угля на нефть. Первыми линкорами, где стали использовать нефтяное отопление, стали линейные корабли типа «Куин Элизабет».


«Бархэм» в Скапа-Флоу. 1917 год

«Бархэм»


Линкор «Бархэм» («Барэм») спустили на воду в октябре 1914 г. и ввели в строй в октябре 1915 г. Флагман 5-й эскадры линейных кораблей, в которую входили однотипные с ним корабли. Во время Ютландского сражения (31 мая – 1 июня 1916 г.), крупнейшего морского сражения Первой мировой войны, 5-я эскадра входила в авангард британского флота и вступила в бой с германскими линейными крейсерами. Линкор «Уорспайт» был тяжело поврежден, выдержав 13 попаданий 280-мм снарядами. В дредноут «Малайя» попало 8 снарядов. «Бархэм» получил 6 попаданий, 28 человек было убито и 37 ранено.

После сражения линкоры отремонтировали, и они вернулись в строй. После заключения Вашингтонского соглашения 1922 год Англия отправила на металлом, либо переклассифицировала большинство своих устаревших дредноутов. Но линкоры типа «Киун Элизабет» были сохранены. «Бархэм» входил в состав атлантических и средиземноморских эскадр.

В 1920-е годы на кораблях была усилена противоторпедная защита, бронирование палубы и средства ПВО. В первой половине 30-х годов линкор прошёл капитальную модернизацию: была перестроена кормовая надстройка, торпедный аппарат, снова усилена зенитная артиллерия, подводная защита, бронирование башен.


«Бархэм». Фотография середины 1930-х годов

Несчастливый линкор


В начальный период Второй мировой войны «Бархэм» нёс службу в составе британского Средиземноморского флота. Затем получил приказ присоединиться к флоту метрополии, который защищал непосредственно Великобританию. 6 декабря 1939 г. дредноут вышел из Мальты в сопровождении двух эсминцев. Через неделю, когда корабли подходили к базе Клайд в Шотландии, произошла катастрофа: «Бархэм» в густом тумане случайно протаранил эсминец «Дачес», погибло 129 человек.

15 декабря линкор в составе флота метрополии вышел встречать конвой с войсками из Канады. Операция прошла успешно, конвой дошёл до места назначения. Однако в море остался отряд кораблей во главе с линкором для патрулирования. Британцы опасались нового прорыва германских кораблей в Атлантику.

В ходе патрулирования «Бархэм» столкнулся с немецкий подлодкой U-30 капитан-лейтенанта Фрица Юлиуса Лемпа. 28 декабря 1939 г. субмарина выпустила четыре торпеды по британской эскадре. Одна попала в линейный корабль, четыре моряка погибли, два – ранены. «Бархэм» получил повреждение, но смог дойти до Ливерпуля. Эта атака показала, что британские большие корабли уязвимы для торпедных атак.

После полугодового ремонта линейный корабль вернулся в строй.

В сентябре 1940 года британское верховное командование решило провести операцию против сил Виши в Сенегале. Британцы хотели, чтобы эта колония и находившиеся там французские войска, включая недостроенный линкор «Ришелье», перешли на сторону «Свободной Франции во главе с де Голлем» и антигитлеровской коалиции. Также порт Дакар был лучшей военно-морской базой в регионе, и здесь находилась часть золота Франции и Польши.

Однако французские войска в Дакаре в это время считали де Голля предателем и оказали сопротивление, отбив атаку британского флота под руководством Каннингема. Линкор «Резолюшн» был торпедирован французской субмариной и его отправили на ремонт в США. А «Бархэм» выдержал два попадания от береговой батареи.

После этой неудачи «Бархэм» вернулся на службу в Средиземноморский флот. Он сопровождал конвои к Мальте и Александрии, обстреливал Бардию, принял участие в сражении у мыса Матапан в марте 1941 г., где было потоплено 3 итальянских крейсера и 2 эсминца и был повреждён линкор.

Во время сражения за Крит в мае 1941 г. «Бархэм» был атакован немецкой авиацией. В корабль попала 250-кг бомба, начался пожар, 5 человек погибло, 6 – раненых. В Александрии линкор отремонтировать не смогли – сухой док был мал. «Бархэм» отвели на ремонт в Дурбан (Южная Африка). В августе 1941 г. линкор вернулся в Александрию и снова стал флагманом 1-й эскадры.


Английский линкор «Бархэм» идет во главе строя линкоров. 1941 г.

Разорванный на куски


Сначала ситуация на Средиземноморском театре складывалась для англичан неплохо. Французский флот и его базы, которые после поражения Франции могли захватить немцы и итальянцы, британцы частично захватили, частью – потопили и обезвредили. Итальянцы были довольно пассивны и не могли противостоять британцам самостоятельно. Но с появлением в Средиземноморье люфтваффе, захватом странами «оси» Греции и Крита, высадкой корпуса Роммеля в Ливии – обстановка изменилась не в пользу Англии.

Кроме того, Гитлер направил в Средиземное море свои подводные лодки. В сентябре 1941 г. первые германские субмарины через Гибралтар прорвались в Средиземное море. Они базировались в Италии и Греции. 13 ноября немецкая подлодка U-81 Фридриха Геггенберга подбила новейший британский авианосец «Арк Ройял», который до этого прославился во время охоты на германский линкор «Бисмарк» (Охота на «Бисмарка»). Авианосец затонул на следующей день, экипаж спасли.

13 ноября 1941 г. субмарина U-331 под началом Ганса-Дитриха Фрейера фон Тизенхаузена вышла в свой третий боевой поход. 17 ноября лодка доставила группу диверсантов в Египет с целью подрыва железной дороги. Миссия была провалена: диверсанты смогли установить мины, но были обнаружены и пойманы британцами. Тизенхаузен безуспешно ждал группу, затем получил приказ идти на восток, к Эс-Саллуму, где британская армия начала наступление против германо-итальянских сил в Ливии (Операция «Крестоносец». Как «Лис пустыни» проспал нападение 8-й британской армии; Часть 2). Британские корабли обстреливали побережье, поддерживая наступление своих войск.

Германская подлодка почти неделю патрулировала район в поисках цели. Судьба улыбнулась немецким подводникам 25 ноября 1941 г.

Немцы засекли слабый шум двигателей. Прямо по курсу были основные силы Средиземноморского флота Каннингема. Три британских линкора в сопровождении эсминцев шли на перехват итальянских конвоев. Тизенхаузен стал маневрировать, чтобы выйти на цель. Немцы смогли проскользнуть через эсминцы и выбрали цель.

«Бархэм».

В 16 час. 25 мин. подлодка с расстояния около 400 м выпустила четыре торпеды. Вскоре немцы услышали три взрыва, затем ещё один. Но они могли лишь гадать, куда попали и каков успех. Сразу после залпа лодка показала на поверхности рубку, её заметили. Линкор «Вэлиент» попытался протаранить противника, но U-331 успела уйти на глубину. Немцы счастливо избежали и глубинных бомб с эсминцев.

Тем временем на поверхности разыгралась трагедия. Британский дредноут получил три торпеды и ложился подбитым бортом в воду. Когда его труба достигла воды, раздался мощный взрыв, который разнёс корабль на куски. Очевидно, произошла детонация боеприпасов орудий главного калибра. Но это только версия. Точная причина взрыва неизвестна.

Морской гигант буквально исчез в облаке дыма. Каннингем писал, что это было «ужасное и пугающее зрелище».

Гибель дредноута была настолько быстрой, что большая часть экипажа спастись не успела. Часть моряков не смогла выбраться на палубу из-за того, что «Бархэм» сильно накренился. А те, кто смог это сделать, погибли во время взрыва. Погибло 862 человек. Погиб и командир корабля Джеффри Кук. С воды подобрали более 440 человек. «Бархэм» стал единственным линкором, который субмарина потопила в открытом море.

Интересно, что гибель корабля смогли снять на киноплёнку. В составе эскадры был кинооператор, который снимал действия кораблей на море. Он успел запечатлеть трагическую гибель «Бархэма».

Тизенхаузен за свой успех был награждён Железным крестом 1-го класса, затем – Рыцарским крестом. Муссолини наградил капитана кригсмарине высшей военной наградой Италии – Золотой медалью за храбрость.


Тонущий английский линкор «Бархэм»


Взрыв британского линкора

Взрыв британского линкора «Бархэм»


Дредноут типа «Куин Элизабет»


В ходе гонки морских вооружений, начатой ещё до начала Первой мировой войны, родился проект линкоров типа «Куин Елизабет» (Queen Elizabeth). Головное судно серии было названо в честь английской королевы Елизаветы I и было спущено на воду в 1913 году.

Новые дредноуты превосходили своих предшественников в огневой мощи, скорости и имели мощное бронирование. Огромные махины с полным водоизмещением – 33 тыс. тонн, длиной почти 200 м, шириной – 27 м. Бронирование: главный пояс от 203 до 330 мм, на корме и носу – от 102 до 152 мм. Скорость – 23 узла. Артиллерия главного калибра: 381 мм (8 орудий – 4 башни). Экипаж – до 1 250 человек.

Особенностью новых линкоров было используемое ими топливо. Англия переводила флот с угля на нефть. Первыми линкорами, где стали использовать нефтяное отопление, стали линейные корабли типа «Куин Элизабет».


«Бархэм» в Скапа-Флоу. 1917 год

«Бархэм»


Линкор «Бархэм» («Барэм») спустили на воду в октябре 1914 г. и ввели в строй в октябре 1915 г. Флагман 5-й эскадры линейных кораблей, в которую входили однотипные с ним корабли. Во время Ютландского сражения (31 мая – 1 июня 1916 г.), крупнейшего морского сражения Первой мировой войны, 5-я эскадра входила в авангард британского флота и вступила в бой с германскими линейными крейсерами. Линкор «Уорспайт» был тяжело поврежден, выдержав 13 попаданий 280-мм снарядами. В дредноут «Малайя» попало 8 снарядов. «Бархэм» получил 6 попаданий, 28 человек было убито и 37 ранено.

После сражения линкоры отремонтировали, и они вернулись в строй. После заключения Вашингтонского соглашения 1922 год Англия отправила на металлом, либо переклассифицировала большинство своих устаревших дредноутов. Но линкоры типа «Киун Элизабет» были сохранены. «Бархэм» входил в состав атлантических и средиземноморских эскадр.

В 1920-е годы на кораблях была усилена противоторпедная защита, бронирование палубы и средства ПВО. В первой половине 30-х годов линкор прошёл капитальную модернизацию: была перестроена кормовая надстройка, торпедный аппарат, снова усилена зенитная артиллерия, подводная защита, бронирование башен.


«Бархэм». Фотография середины 1930-х годов

Несчастливый линкор


В начальный период Второй мировой войны «Бархэм» нёс службу в составе британского Средиземноморского флота. Затем получил приказ присоединиться к флоту метрополии, который защищал непосредственно Великобританию. 6 декабря 1939 г. дредноут вышел из Мальты в сопровождении двух эсминцев. Через неделю, когда корабли подходили к базе Клайд в Шотландии, произошла катастрофа: «Бархэм» в густом тумане случайно протаранил эсминец «Дачес», погибло 129 человек.

15 декабря линкор в составе флота метрополии вышел встречать конвой с войсками из Канады. Операция прошла успешно, конвой дошёл до места назначения. Однако в море остался отряд кораблей во главе с линкором для патрулирования. Британцы опасались нового прорыва германских кораблей в Атлантику.

В ходе патрулирования «Бархэм» столкнулся с немецкий подлодкой U-30 капитан-лейтенанта Фрица Юлиуса Лемпа. 28 декабря 1939 г. субмарина выпустила четыре торпеды по британской эскадре. Одна попала в линейный корабль, четыре моряка погибли, два – ранены. «Бархэм» получил повреждение, но смог дойти до Ливерпуля. Эта атака показала, что британские большие корабли уязвимы для торпедных атак.

После полугодового ремонта линейный корабль вернулся в строй.

В сентябре 1940 года британское верховное командование решило провести операцию против сил Виши в Сенегале. Британцы хотели, чтобы эта колония и находившиеся там французские войска, включая недостроенный линкор «Ришелье», перешли на сторону «Свободной Франции во главе с де Голлем» и антигитлеровской коалиции. Также порт Дакар был лучшей военно-морской базой в регионе, и здесь находилась часть золота Франции и Польши.

Однако французские войска в Дакаре в это время считали де Голля предателем и оказали сопротивление, отбив атаку британского флота под руководством Каннингема. Линкор «Резолюшн» был торпедирован французской субмариной и его отправили на ремонт в США. А «Бархэм» выдержал два попадания от береговой батареи.

После этой неудачи «Бархэм» вернулся на службу в Средиземноморский флот. Он сопровождал конвои к Мальте и Александрии, обстреливал Бардию, принял участие в сражении у мыса Матапан в марте 1941 г., где было потоплено 3 итальянских крейсера и 2 эсминца и был повреждён линкор.

Во время сражения за Крит в мае 1941 г. «Бархэм» был атакован немецкой авиацией. В корабль попала 250-кг бомба, начался пожар, 5 человек погибло, 6 – раненых. В Александрии линкор отремонтировать не смогли – сухой док был мал. «Бархэм» отвели на ремонт в Дурбан (Южная Африка). В августе 1941 г. линкор вернулся в Александрию и снова стал флагманом 1-й эскадры.


Английский линкор «Бархэм» идет во главе строя линкоров. 1941 г.

Разорванный на куски


Сначала ситуация на Средиземноморском театре складывалась для англичан неплохо. Французский флот и его базы, которые после поражения Франции могли захватить немцы и итальянцы, британцы частично захватили, частью – потопили и обезвредили. Итальянцы были довольно пассивны и не могли противостоять британцам самостоятельно. Но с появлением в Средиземноморье люфтваффе, захватом странами «оси» Греции и Крита, высадкой корпуса Роммеля в Ливии – обстановка изменилась не в пользу Англии.

Кроме того, Гитлер направил в Средиземное море свои подводные лодки. В сентябре 1941 г. первые германские субмарины через Гибралтар прорвались в Средиземное море. Они базировались в Италии и Греции. 13 ноября немецкая подлодка U-81 Фридриха Геггенберга подбила новейший британский авианосец «Арк Ройял», который до этого прославился во время охоты на германский линкор «Бисмарк» (Охота на «Бисмарка»). Авианосец затонул на следующей день, экипаж спасли.

13 ноября 1941 г. субмарина U-331 под началом Ганса-Дитриха Фрейера фон Тизенхаузена вышла в свой третий боевой поход. 17 ноября лодка доставила группу диверсантов в Египет с целью подрыва железной дороги. Миссия была провалена: диверсанты смогли установить мины, но были обнаружены и пойманы британцами. Тизенхаузен безуспешно ждал группу, затем получил приказ идти на восток, к Эс-Саллуму, где британская армия начала наступление против германо-итальянских сил в Ливии (Операция «Крестоносец». Как «Лис пустыни» проспал нападение 8-й британской армии; Часть 2). Британские корабли обстреливали побережье, поддерживая наступление своих войск.

Германская подлодка почти неделю патрулировала район в поисках цели. Судьба улыбнулась немецким подводникам 25 ноября 1941 г.

Немцы засекли слабый шум двигателей. Прямо по курсу были основные силы Средиземноморского флота Каннингема. Три британских линкора в сопровождении эсминцев шли на перехват итальянских конвоев. Тизенхаузен стал маневрировать, чтобы выйти на цель. Немцы смогли проскользнуть через эсминцы и выбрали цель.

«Бархэм».

В 16 час. 25 мин. подлодка с расстояния около 400 м выпустила четыре торпеды. Вскоре немцы услышали три взрыва, затем ещё один. Но они могли лишь гадать, куда попали и каков успех. Сразу после залпа лодка показала на поверхности рубку, её заметили. Линкор «Вэлиент» попытался протаранить противника, но U-331 успела уйти на глубину. Немцы счастливо избежали и глубинных бомб с эсминцев.

Тем временем на поверхности разыгралась трагедия. Британский дредноут получил три торпеды и ложился подбитым бортом в воду. Когда его труба достигла воды, раздался мощный взрыв, который разнёс корабль на куски. Очевидно, произошла детонация боеприпасов орудий главного калибра. Но это только версия. Точная причина взрыва неизвестна.

Морской гигант буквально исчез в облаке дыма. Каннингем писал, что это было «ужасное и пугающее зрелище».

Гибель дредноута была настолько быстрой, что большая часть экипажа спастись не успела. Часть моряков не смогла выбраться на палубу из-за того, что «Бархэм» сильно накренился. А те, кто смог это сделать, погибли во время взрыва. Погибло 862 человек. Погиб и командир корабля Джеффри Кук. С воды подобрали более 440 человек. «Бархэм» стал единственным линкором, который субмарина потопила в открытом море.

Интересно, что гибель корабля смогли снять на киноплёнку. В составе эскадры был кинооператор, который снимал действия кораблей на море. Он успел запечатлеть трагическую гибель «Бархэма».

Тизенхаузен за свой успех был награждён Железным крестом 1-го класса, затем – Рыцарским крестом. Муссолини наградил капитана кригсмарине высшей военной наградой Италии – Золотой медалью за храбрость.


Тонущий английский линкор «Бархэм»


Взрыв британского линкора
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх