На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мировое обозрение

165 подписчиков

Свежие комментарии

  • YYYYYYY XXXXXXX
    Поганый капитализм...Бездомные жители ...
  • Любовь Ткаченко
    Так они же не знают, что такое ценности и демократия. Как можно продвигать то, к чему даже не прикасались.Демократы выберут...
  • Любовь Ткаченко
    Волчанск, это Харьковская область, а не Сумская.Харьков на грани:...

Эффект бабочки для ваших воспоминаний: Как одно событие из прошлого «оживляет» целую цепь других

Представьте себе: вы вдруг вспоминаете аромат бабушкиных пирогов, и тут же в голове всплывает картинка — летние каникулы в деревне, скрипучая калитка, старый колодец… Одно цепляется за другое, и вот уже целый калейдоскоп образов из прошлого разворачивается перед мысленным взором. Знакомо, правда? Эта наша удивительная способность связывать события, места и ощущения в единую цепь называется эпизодической памятью.

Она, словно личный киноархив, хранит наши самые яркие (и не очень) моменты. И, как оказалось, этот архив работает по весьма интересным законам.

Учёные давно подметили, что наши воспоминания — штука ассоциативная. Вспомнил выпускной — тут же нахлынули эмоции от вечеринки после него. Но что, если копнуть глубже? А что, если, «освежая» в памяти одно событие, мы невольно «подзаряжаем» и другие, связанные с ним, даже если специально о них не думали?

Иллюстрация
Автор: ИИ Copilot Designer//DALL·E 3 Источник: www.bing.com
А что, если не только «то самое»?

Именно таким вопросом задались исследователи из Аргентины — спецы из Института молекулярной биологии и нейронаук (IFIByNE-CONICET) и Университета Буэнос-Айреса. Их работа, опубликованная в журнале Communications Psychology, проливает свет на любопытный механизм: оказывается, уже «устоявшиеся», то есть консолидированные воспоминания (те, что прочно осели в нашей «долговременной библиотеке») могут становиться ещё крепче, когда мы активируем другие, контекстуально с ними переплетённые.

Раньше нейробиологи и психологи в основном изучали, как такой «эффект домино» работает для свеженьких, ещё не до конца «записанных» воспоминаний.

Но аргентинская команда решила проверить: а что с «ветеранами» нашей памяти? Неужели и их можно косвенно подпитать?

«Мы предположили, — пишут авторы, — что если целенаправленно разбудить одно важное воспоминание, то это не только его самого укрепит, но и подтянет за собой другие, которые приобретались с ним в одном пакете». Звучит интригующе, не так ли?

a День 1 — приобретение памяти. Первое испытание: Испытуемым предъявлялись все пары «лицо-имя» со всеми именами. Тренировочные испытания 1-3: показывалось каждое лицо, и участники должны были набрать соответствующее имя после звуковой и визуальной подсказки. После каждого лица были представлены два уникальных объекта. b День 2 — реактивация памяти: RI использовал неполные напоминания для реактивации памяти. Каждое лицо кратко показывалось с подсказкой имени и сообщением о прерывании. RC был аналогичным, но без подсказки имени. c День 3 — Оценка памяти. Распознавание объектов (Периферическая память) проверяло распознавание старых и новых объектов. Память на пары «лицо-имя» (целевая память) проверялась в трех испытаниях. d Краткое описание различий между экспериментами. «Целевая» относится к приобретению и тренировке ассоциативных пар «лицо-имя», «периферическая» относится к задаче суждения об объектах, «R» относится к обоим типам реактивации, «вопросы AM» относится к задаче автобиографических вопросов, «периферическое + целевое тестирование» относится к задаче распознавания объектов и оценке припоминания имен. Цитирование: Beron, J.C., Bavassi, L., Pedreira, M.E. et al. Evidence for indirect strengthening through reactivation of contextually bound memories. Commun Psychol 3, 68 (2025). https://doi.org/10.1038/s44271-025-00250-5
Автор: Beron, J.C., Bavassi, L., Pedreira, M.E. et al. Источник: www.nature.com
Заглянем в лабораторию памяти

Чтобы проверить свою гипотезу, учёные провели довольно изящный четырёхдневный эксперимент, в котором поучаствовали 238 взрослых добровольцев.

  1. День первый: Создаём воспоминания. Участникам нужно было запомнить пары «лицо-имя» — это были, так сказать, целевые воспоминания. А в придачу к ним — набор самых обычных предметов (ключи, чашка, книга — что-то из этой оперы). Это была периферийная информация. Главное — чтобы всё это запоминалось в едином контексте.
  2. День второй: Время активации (или нет). Участников разделили. Одной группе устроили «сеанс пробуждения памяти»: им давали неполные намёки, чтобы они вспомнили вчерашние лица и имена. Другая же группа (контрольная) занималась совершенно отвлечёнными делами.
  3. День третий: Проверка на прочность. А вот теперь самое интересное! Всех участников попросили вспомнить и целевые пары «лицо-имя», и те самые «случайные» предметы.
a Расчетные подогнанные средние с SE по экспериментам и типам реактивации. Более мелкие точки показывают индивидуальные показатели. Группы, в которых пары «лицо-имя» и объекты приобретались совместно (эксперименты 1 и 3) и которые получали реактивационное вмешательство (РВ), показали более высокую чувствительность и точность, чем группы контроля реактивации (КР). Группы, которые приобретали объекты по отдельности, продемонстрировали более высокую чувствительность и точность, чем те, которые приобретали их совместно, независимо от метода реактивации. b Таблица, показывающая чувствительность (d-прайм) и смещение (c) для каждой группы в каждом эксперименте. Цитирование: Beron, J.C., Bavassi, L., Pedreira, M.E. et al. Evidence for indirect strengthening through reactivation of contextually bound memories. Commun Psychol 3, 68 (2025). https://doi.org/10.1038/s44271-025-00250-5
Автор: Beron, J.C., Bavassi, L., Pedreira, M.E. et al. Источник: www.nature.com
Неожиданный бонус от контекста!

И что же вы думаете? Результаты оказались весьма красноречивы. Те, чью память на втором дне «тормошили», вспомнили и лица с именами, и сопутствующие предметы значительно лучше, чем их коллеги из контрольной группы! Получается, реактивация одного конкретного воспоминания действительно «подтянула» за собой и другие, связанные с ним по контексту.

Но вот тут-то и кроется важный нюанс, который учёные особенно подчеркнули. Этот эффект косвенного усиления работал только тогда, когда периферийные воспоминания (те самые предметы) приобретались в том же контексте, что и целевые (лица-имена). Если же предметы запоминались в совершенно другой обстановке, то «магия» не срабатывала — реактивация целевых воспоминаний никак не влияла на прочность этих, уже не связанных, периферийных.

«Похоже, — заключают исследователи, — что такое косвенное укрепление уже консолидированных воспоминаний сильно зависит от общего фона, от тех пространственно-временных декораций, в которых они изначально формировались». То есть, наш мозг как бы говорит: «Ага, эти ребята из одной команды, запомнены вместе — значит, и укреплять их будем вместе!»

На панели отображаются три диаграммы рассеяния: A — связь между чувствительностью и точностью, B — корреляция между чувствительностью и сохранением памяти о цели, C — связь между точностью и сохранением памяти о цели. Цитирование: Beron, J.C., Bavassi, L., Pedreira, M.E. et al. Evidence for indirect strengthening through reactivation of contextually bound memories. Commun Psychol 3, 68 (2025). https://doi.org/10.1038/s44271-025-00250-5
Автор: Beron, J.C., Bavassi, L., Pedreira, M.E. et al. Источник: www.nature.com
Что нам с этого всего?

Казалось бы, ну подумаешь, ещё одно исследование про память. Но на самом деле, это довольно важный кирпичик в понимании того, как работает наш удивительный мозг.

Во-первых, это по-новому освещает механизмы реактивации памяти. Оказывается, это не просто «перезапись» одного файла, а скорее процесс, затрагивающий целую сеть связанных «документов», если они были созданы в схожих условиях.

Во-вторых, это открывает дорогу для новых исследований. Понимание того, как контекст влияет на укрепление целых кластеров воспоминаний, может быть полезно и в образовании (как лучше структурировать учебный материал?), и, возможно, даже в терапии некоторых состояний, связанных с памятью.

Честно говоря, это исследование заставляет по-новому взглянуть на то, как мы вспоминаем. Ведь часто бывает, что одна деталь, один запах или звук вытаскивает из глубин памяти целую вереницу событий. Теперь мы чуть лучше понимаем, почему так происходит. Наша память — это не просто склад информации, а живая, динамичная система, где всё взаимосвязано, особенно если у этих связей общий «якорь» — контекст. А знаете, это ведь чертовски интересно!

Ссылка на первоисточник
наверх