На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мировое обозрение

163 подписчика

Свежие комментарии

  • Любовь Ткаченко
    Так они же не знают, что такое ценности и демократия. Как можно продвигать то, к чему даже не прикасались.Демократы выберут...
  • Любовь Ткаченко
    Волчанск, это Харьковская область, а не Сумская.Харьков на грани:...
  • Геннадий Свешников
    Он, завоевал это звание,с микрофоном в руках на поле боя👁️✍️🦻Военкор Поддубный...

Что не так с этим дрононосцем?

Что не так с этим дрононосцем?
Нет, правда, с этим кораблем что-то не так. В комментариях в «Х» и других местах, где можно продемонстрировать глубину своего интеллекта, многие откровенно смеются над дрононосцем, переделанным из сухогруза. Однако смех смехом, а такой корабль, нафаршированный «Шахедами», может наделать дел. Если, конечно, по нему превентивно не шарахнуть чем-то таким, противокорабельным и убойным.

Но давайте сперва посмотрим на «Шахида Багери». Размеры его впечатляют, здесь очень уместно сравнение с американским УДК класса «Америка». Мы и сравним, потому что в этом есть определенный смысл.




УДК «Америка»
Водоизмещение «Багери» — 42 000 тонн. У «Америки» — 45 700 тонн.
Длина «Багери» — 240 метров, «Америки» — 257 метров.
Ширина у «Багери» — 32 метра, и у «Америки» ровно столько же.

Можно сказать, что в размерах корабли практически одинаковы. Единственное, что их разнит, — длина взлетной палубы. У американского корабля «взлетка» во всю длину корабля, то есть более 220 метров, но без трамплина. А у «Багери» 170-180 метров. Но с трамплином. С которого недавно Иран продемонстрировал взлетающий и приземляющийся беспилотник, причем посадка была осуществлена «по-самолетному», с помощью аэрофинишера.

Новые фотографии и видео «Шахида Багери» были опубликованы после церемонии, посвящённой его официальному введению в состав военно-морского флота Корпуса стражей исламской революции (КСИР). Известно, что переоборудование «авианосца» из коммерческого контейнеровоза началось в мае 2022 года, а ходовые испытания в новой конфигурации — в ноябре прошлого года.

Об авиационных возможностях «Шахида Багери» мы поговорим отдельно в самом конце, а сейчас отметим, что корабль можно использовать в качестве УДК. На снимках «Шахида Багери» видна возможность спуска на воду и подъёма небольших катеров с помощью шлюпбалок через большие порталы, закрытые створками по обеим сторонам корпуса. Есть информация, что внутри корабля может разместиться до 30 различных катеров и лодок.


Использование небольших лодок, вооружённых ракетами и другим оружием, в составе групп уже давно является характерной тактикой военно-морских подразделений КСИР. Есть мнения, что корабль может использоваться для запуска беспилотных надводных (USV) и подводных (UUV) аппаратов.




На фотографиях также видно, что один из портов «Шахида Багери» используется для соединения с помощью пандуса с небольшим судном, похожим на десантный катер. Таким образом, «Багери» может быстрее загружать и выгружать личный состав и технику, в том числе для дальнейшего перемещения на берег. УДК во всей своей красе, учитывая авиацию поддержки на верхней палубе?

Вооружение


«Шахид Багери» имеет собственное бортовое вооружение, в том числе пусковые установки в кормовой части, которые предназначены для противокорабельных крылатых ракет, и башню с автоматической пушкой в носовой части.


Что-то такое автоматическое, и, как мне кажется, с советскими корнями. Калибр, похоже, около 76-мм, как на фрегатах типа «Moudge». А сзади, по бокам трамплина, что-то такое, явно из ПВО.




Кроме того, в кормовой части корабля за главной надстройкой имеется большая открытая площадка, которую можно использовать для различных целей, в том числе в качестве дополнительной лётной палубы для вертолётов и дронов с вертикальным взлётом и посадкой, а также для дополнительных пусковых установок, особенно контейнерного типа. Иранские чиновники утверждают, что у корабля есть средства противовоздушной обороны ближнего и среднего радиуса действия, а также средства радиоэлектронной борьбы и сбора разведданных, но на снимках это не заметно.


Впрочем, спрятать антенны систем РЭР и РЭБ не так уж и сложно.


Вид на «Шахид Багери» с кормы. За главной надстройкой корабля видны пусковые установки, которые, по-видимому, предназначены для противокорабельных крылатых ракет.

Крупный план носовой части «Шахида Багери» с артиллерийской установкой





Некоторые помещения внутри «Шахид Багери», в том числе медицинский кабинет, мини-госпиталь и спортзал с футбольным полем, покрытым искусственным газоном. Есть где потренировать организмы военнослужащих в перерывах между.

Но для чего он вообще нужен, этот странный корабль?


В настоящее время «Багери» оснащен только беспилотниками и вертолетами, поэтому, строго говоря, он не является авианосцем. Но вообще, в теории, с него могли бы взлетать и самолеты. Размеры взлетно-посадочной полосы на 240-метровом судне составляют 170 x 18 метров.

В настоящее время в Иране нет самолетов, пригодных для взлетов с трамплина. Пока нет, надо сказать. Российский МиГ-29К, хоть и представляет собой откровенно устаревший вчерашний день палубной авиации, но сможет взлететь с палубы «Багери», поскольку длина взлета МиГ-29К – от 110 метров в зависимости от нагрузки. А с Россией у Ирана отношения более чем прекрасные сегодня.


И Китай, Китай тоже не стоит сбрасывать со счетов. Когда в январе прошлого года Иран и Пакистан сцепились и начали наносить друг другу оплеухи, именно из Китая прилетел призыв угомониться и поговорить. И, что самое примечательное, призыв был услышан, и на четвертый день все успокоились.

Пакистан — давний партнер Китая по дружбе против Индии и оружейный клиент. Так что, учитывая, что у Китая с Ираном вообще нет никаких горячих точек соприкосновения, вполне возможно и появление у КСИР китайских J-15. Это, конечно, работа по теме Су-33, но тем не менее характеристики этого самолета позволят ему взлететь с палубы «Багери».


Здесь вопрос исключительно прочностных возможностей иранского корабля, потому что одно дело — принять на посадку беспилотник весом 1-3 тонны (MQ-9 Reaper весит почти 5 тонн), и совсем другое дело, если о палубу грохнуть 18 тоннами МиГ-29К или того круче, 30 тоннами J-15. К этому моменту стоит отнестись с очень большим вниманием и тщательностью исполнения.

Но если рассматривать «Багери» как учебную базу, то тут все более-менее ровно и гладко. Самолеты не первым делом, первым делом – беспилотники. И, стоит признать, на них проще и дешевле учить корабельные команды запуску и приему летательных аппаратов.

Учитывая, что в Иране отродясь этим не занимались. И, благо, беспилотников в этой стране как… как персиков. Или айвы.

Например, Ababil-3 — это уже весьма хорошо зарекомендовавшая себя иранская разработка, которая активно используется в Иране и другими операторами на Ближнем Востоке. Дрон способен выполнять задачи по наблюдению и разведке, а также применять небольшие высокоточные боеприпасы.

Также видны более крупные дроны или их макеты, дизайн которых соответствует Qaher 313, беспилотнику, сделанному на базе самолета. Есть неподтвержденные сообщения о том, что это дроны на 20 и 60 процентов меньше оригинального Qaher 313 соответственно. Оба самолета имеют маркировку JAS-313, и один из них показан в ролике, когда его поднимают на летную палубу на лифте. Неизвестно, какими реальными возможностями они обладают, но, скорее всего, это ударные аппараты.












На палубе «Шахида Багери» можно увидеть и другие типы беспилотников, например «Мохаджер-6», ещё один популярный иранский беспилотник, который используется в Иране и во многих других странах по всему миру. С лётной палубы корабля можно увидеть вертолёты Bell Model 206 и Model 212 американского производства, а также российские Ми-17.


В целом, обычный нормальный набор для УДК. Если смотреть на «Америку», то действительно не хватает только самолетов. Но тут видны сложности.

Основные вопросы о возможностях «Шахида Багери» остаются открытыми по причине того, что не совсем понятны некоторые вещи. Например, сохранение оригинальной главной надстройки контейнеровоза в кормовой части сразу же приводит к необычному расположению лётной палубы.

«Шахид Багери» сохранил оригинальную надстройку, которая занимает всю ширину палубы, и это сразу означает, что нельзя использовать традиционную конфигурацию УДК с плоской палубой. Видимо, перенос надстройки на правый борт – это слишком сложная задача для иранских корабелов. Но это действительно весьма непростая задача.

Проблему длины ВПП частично решает трамплин, но надстройка, расположенная непосредственно рядом с ВПП, значительно усложнит маневрирование, особенно при посадке.

Вопрос о том, какие самолёты будут летать с этого странного корабля, является ключевым для понимания цели его создания. То, что «Багери» сможет запускать и принимать всю номенклатуру летательных аппаратов (самолеты, вертолеты, БПЛА), это понятно. Более того, тяжелые ударные или разведывательные дроны с реактивными двигателями – для них «Багери» вообще идеальная база.


А за надстройкой, в кормовой части, более чем достаточно места для размещения небольших типов дронов, запускаемых с катапульт по типу «Шахеда-136» и другого модульного вооружения. Крылатые ракеты, запускаемые из контейнеров, — ещё один вариант, который Иран уже использует.

Конечно, даже не стоит рассматривать «Багери» как сколько-нибудь серьезный ударный корабль. Вообще основу ударной силы флота Ирана составляют подводные лодки, а флота КСИР, к которому принадлежит «Шахид Багери», — ракетные катера. В этом свете дрононосец флота КСИР не выглядит боевой единицей, способной нанести урон кораблям противника или высадить внушительный десант.

Конечно, появившись под прикрытием пары-тройки боевых кораблей класса эсминец, «Багери» сможет нанести ущерб коммерческому судоходству, причем в весьма приличном по площади районе.

Возможность запускать беспилотники, особенно ударные, с борта специализированного носителя беспилотников может быть полезна в сценариях против некоторых противников, не обладающих мощными флотами, а также для атак в «серой зоне». Однако остаётся под большим вопросом, как долго продержится «Шахид Багери», если его использовать в таком ударном варианте против более-менее приличных ВМС, способных на быструю реакцию.

Тот факт, что он может применять эти возможности практически в любой точке мира, также придаёт ему уникальное место в военном арсенале Ирана. Проекция силы – это вообще сложно, но такой вот «дрононосец» – это очень дешевая возможность спроецировать свою силу туда, куда будет необходимо.

Понятно, что «Багери» долго не протянет при таком сценарии, но стоимость его переделки из сухогруза не идет ни в какое сравнение с постройкой реального авианесущего УДК. Это факт, над которым стоит задуматься.

Одноразовый корабль? Корабль одной миссии?


Кстати, не исключено. Но и то, что у Ирана просто нет реальных мощностей для строительства судов нужного тоннажа и конфигурации, известно давно. С того самого момента, когда выяснилось, что некоторые иранские коммерческие суда совсем не то, на что они похожи. Иран использовал модифицированные коммерческие суда в качестве секретных плавучих баз для своих подводных лодок, а также для сбора разведданных.

«Шахид Багери» — символическое продолжение этой темы. Учитывая, что американские авианосцы — частые гости в Персидском заливе, именно они являются инструментом проецирования силы, то, в свою очередь, иранские официальные лица все чаще стремятся развернуть военно-морские силы на большие расстояния, в том числе в Западном полушарии. Утверждается, что «Шахид Багери» имеет радиус действия 22 000 морских миль, что, хотя и сомнительно, соответствует этим более глобальным амбициям в плане хотя бы отвлечения внимания. Для таких вещей дрононосец хорош.

Какими бы реальными возможностями не обладал «Шахид Багери», он также отражает реальную тенденцию к строительству новых больших палубных военных кораблей, ориентированных в первую очередь на беспилотные операции, а также переоборудованию существующих судов в той или иной степени в «беспилотные авианосцы». Те же турки вполне целенаправленно делают из своего УДК именно носитель беспилотников, раз в F-35В им отказано. Голь, знаете ли, на выдумки горазда.

Так что у нас налицо два варианта развития событий, и первым стоит заявить наиболее вероятный. «Шахид Багери» — это просто испытательный полигон. На этом корабле операторы БПЛА и вертолетчики будут отрабатывать навыки взлета и посадки на корабль, операторы систем слежения и наведения корабля будут отрабатывать свои задачи. В это время инженеры-конструкторы на судостроительных предприятиях Ирана (например, в ISOICO, чьи верфи способны ежегодно строить до четырёх судов любого типа дедвейтом до 80 тысяч тонн) будут работать над задачей постройки корабля с надстройкой сбоку. Или двух.

И рано или поздно Иран получит полноценный УДК с возможностью применения самолетов. И этот путь можно пройти за 4–6 лет, причем кадры уже будут обучены и ждать на берегу. И, учитывая наличие полноценной авиационной команды на корабле, можно будет приступать к обучению и тренировкам летчиков.

А это уже будет рождением военно-морской авиации Ирана.

Второй вариант проще. Иран и дальше будет строить такие самоделки и применять их, маскируя под коммерческие суда. «Багери», конечно, не показатель, он слишком заметен, но загрузи на него несколько сотен «Шахедов», и вкупе с разведывательными аппаратами, которые будут играть роль наводчиков, получается очень неплохой такой ударный корабль.


Мы не забываем, что «Шахед-136» во много раз дешевле любой ракеты, а перехват и сбитие его все еще проблема, причем дорогостоящая. А уничтожение энергоструктуры любого государства волной этих аппаратов – не такое уж и сложное дело, как показали недавние события.

В общем, линейку развития каждый может прикинуть сам, это несложно. Ну а что действительно хотели на выходе эти непростые персы – мы увидим с течением времени. Но есть такая мыслишка – слишком уж всё просто с этим дрононосцем. Но ведь когда-то и над пластиковой тарахтелкой с бензиновым моторчиком и десятком килограммов взрывчатки весь мир смеялся взахлеб. А самые продвинутые господа поглаживали свои крылатые ракеты. А вышло так, что именно тарахтелки устроили локаут на половине Украины, и теперь полмира стоит в очередь к Ирану за ними.

Можно посмеяться и над странным таким иранским дрононосцем. Но, наверное, не стоит. Лучше посмотреть, к чему всё это приведет.
Ссылка на первоисточник
наверх