Спецпредставитель президента РФ по Сирии Михаил Богданов вместе с делегацией провели конструктивн6ые переговоры с лидером ХТШ Ахмедом аш-Шараа, пишет Evrensel. По итогам встречи стало ясно: Москва и Дамаск выступают за дальнейшее развитие отношений.
![Встреча замминистра иностранных дел РФ М. Богданова с делегацией партии Сирии БААС Встреча замминистра иностранных дел РФ М. Богданова с делегацией партии Сирии БААС - ИноСМИ, 1920, 30.01.2025](https://r1.mt.ru/r8/photo99BA/20145993666-0/jpg/bp.jpeg)
Не прошло и двух месяцев с момента свержения режима Асада в Сирии, как многие региональные и европейские державы либо установили контакт с Дамаском, либо направили туда свои делегации.
К числу таких стран присоединилась и Россия. Спецпредставитель президента РФ по Сирии Михаил Богданов вместе с делегацией побывал в Дамаске. Разумеется, приоритетными целями его встречи с лидером новой администрации Ахмедом аш-Шараа были безопасность и судьба российского военного присутствия в Сирии. Подробностей о содержании переговоров пока не так много, но, судя по заявлениям российского стороны по итогам встречи, Москва и Дамаск выступают за дальнейшее развитие отношений. Переговоры о статусе российских военных баз в Сирии тоже, как сообщается, продолжатся.
После свержения режима Асада многие высокопоставленные сирийские деятели, включая Башара Асада и его семью, бежали в Россию. В публикации сирийского государственного информагентства "SANA" о визите Богданова в Дамаск об этом не говорится, тем не менее утверждается, что на встрече также обсуждался вопрос о "привлечении к ответственности тех, кто совершил преступления против народа во время предыдущей администрации".
Еще одной страной, пытающейся пересмотреть свою позицию в соответствии с новой ситуацией в Дамаске, является Иран. Так, министерство иностранных дел Ирана в начале января объявило о назначении специального представителя по Сирии. На днях глава МИД Ирана Аракчи (Arakçı) заявил, что Тегеран контактирует с Дамаском через третьи стороны.
Все эти дипломатические события, конечно, очень важны для новой дамасской администрации. Ведь решение важнейшей проблемы, с которой им придется столкнуться на каждом этапе, начиная от строительства нового государства и заканчивая восстановлением страны, — а именно проблемы денег, — кроется в дипломатии...
Можно сказать, что в этом плане ослабление санкций против Сирии со стороны США и ЕС также принесло Дамаску облегчение. Самым важным здесь является характер отношений между Саудовской Аравией и Сирией.
Одной из сложных проблем, стоящих перед переходным правительством в Дамаске, является сбор всех вооруженных группировок страны под одной крышей и обеспечение территориальной целостности. В этой связи известно о продолжающихся открытых и скрытых контактах между самоуправляющейся администрацией на северо-востоке страны и "Хайят Тахрир аш-Шам" (ХТШ — группировка, признанная террористической в РФ — прим. ИноСМИ).
Согласно официальным заявлениям и сообщениям местных источников, стороны в ходе этих контактов выражают следующие требования:
— ХТШ требует самороспуска "Сирийских демократических сил" (СДС) и присоединения около 70 тысяч боевиков к будущей сирийской армии. СДС нейтрально относятся к этому условию и хотят присоединиться к сирийской армии в качестве единого блока, однако министр обороны переходного правительства заявил, что это невозможно.
— ХТШ требует депортировать членов Рабочей партии Курдистана, не являющихся гражданами Сирии, и передать имеющих турецкое гражданство Анкаре.
— ХТШ утверждает, что управление стратегическими ресурсами в районах под контролем СДС, включая нефть, должно быть передано Дамаску.
— ХТШ также требует самороспуска самоуправляющейся администрации и подчеркивает, что лагеря Аль-Хол и Рож, которые находятся на территориях под контролем СДС, где проживают десятки тысяч боевиков ИГИЛ* и их семьи, также должны быть переданы Дамаску.
В ответ на эти условиях ХТШ обещала СДС децентрализованную структуру и признание прав курдов. Но что подразумевается под границами децентрализованной структуры или правами курдов? Неясно.
СДС в ходе переговоров озвучивает следующие требования:
— СДС должны присоединиться к вновь сформированной армии в качестве единого блока.
— СДС и самоуправляющаяся администрация не должны подлежать самороспуску.
— Северо-восточная Сирия должна находиться под защитой СДС.
— Самоуправляющаяся администрация должна получить постоянную долю стратегических ресурсов, остающихся в настоящее время в регионе под контролем СДС.
Во время продолжающихся переговоров вокруг этих условий от США начали поступать противоречивые сигналы о возможном выводе войск из Сирии. Турция же, судя по официальным заявлениям, по-видимому, ожидает, что ХТШ займет более жесткую позицию в отношении курдских формирований в Сирии. Тем не менее неоднократно заявлялось, что ХТШ совершенно не намерена вступать в конфликт с СДС, а экономическая, политическая, социальная ситуация в стране слишком хрупкая для того, чтобы выдержать новый конфликтный процесс. ХТШ, конечно, тоже это понимает. Поэтому, с одной стороны, пытается решить свои проблемы с сирийскими курдами путем переговоров, с другой — старается проводить сбалансированную политику между Турцией, Америкой и курдами.
Вместе с тем ХТШ пока так и не удалось взять под контроль все вооруженные группировки на территории Сирии. Несколько племен в Деръа, друзы в Эс-Сувейде и даже некоторые группы в Дейр-эз-Зоре по-прежнему не хотят сдавать свое оружие ХТШ. Помимо них существует еще множество вооруженных группировок, которые много лет действовали совместно с ХТШ, включая тысячи иностранных джихадистов. На эти группы возлагается ответственность за нападения на меньшинства прежде всего в сельской местности. При этом неизвестно, как ХТШ собирается объединить эти силы под одной крышей. Широко распространено мнение о том, что, если некоторые из этих вооруженных группировок, обвиняющих ХТШ в "умеренности", не удастся взять под контроль, то возникнут такие риски, как увеличение числа нападений и начало столкновений между вооруженными группировками.
Еще одной проблемой, требующей решения, является выживание вооруженных формирований, поддерживаемых Турцией. Складывается впечатление, что ХТШ не желает сотрудничать с этими вооруженными группировками, однако игнорировать требования Турции не может. Так что новое государство, которое будет построено в Сирии, включая армию, как видно, будет формироваться в этой сложной обстановке.
* Запрещенная в России террористическая группировка
Свежие комментарии