На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мировое обозрение

171 подписчик

Свежие комментарии

  • Владимир Алтайцев
    🤮🤮🤮🤮🤮🤮🤮🤮🤮🤮🤮🤮🤮🤮🤮🤮🤮🤮🤮🤮🤮🤮🤮😔😔😔Был ли Пригожин е...
  • Владимир Алтайцев
    Xnj,  nt,t? uyblt? clj[yenm d  cnhfiys[ vextybz['/Чтоб  тебе, писаке, сдохнуть в страшных мучениях, как собаке в кана...Был ли Пригожин е...
  • Галина Соколова
    О чем предупредил!?что за идиот печатает такие статьи!?СРОЧНО - Президен...

Сражение за Вильно

Сражение за Вильно

Русское наступление


После неудачной осады Могилева армией литовского гетмана Януша Радзивилла ситуация коренным образом изменилась в пользу царской армии (Героическая оборона Могилёва). Русские войска были мобилизованы и сосредоточены для летней кампании. Собирались также три основные ударные группировки, как и в кампании 1654 года (не считая малороссийского направления).
Северная и центральная группировки Шереметева и Черкасского нацеливались на Вильно, южная князя Трубецкого должна была пойти на Брест, навстречу казакам Хмельницкого, идущим с юга.



В тяжёлых зимних и весенних боях 1655 года польско-литовские армии гетманов Потоцкого и Радзивилла понесли серьёзные потери, было много больных, утомленных маршами и осадами. Шляхте, которой вместо побед и добычи приходилось сражаться, нести потери, стала разбегаться по домам.

На местах бунтовали «хлопы», православные мужики поднимали панов на колья. Часть хоругвей приходилось использовать как карательные части, чтобы сохранять порядок и избежать потери новых земель, где мужики хотели уйти под православного царя.

А свежие царские полки в мае 1655 года возобновили наступление. 22 мая из Смоленска выступила полевая армия князя Якова Черкасского. Казаки наказного гетмана («северского гетмана») Ивана Золотаренко захватили Бобруйск, Казимир (Королевскую слободу) и Глуск. 11 июня отрядом стольника Замятни Леонтьева вновь была занята Орша, а затем Дубровна и Копысь. В июне казаки Черниговского полка под командованием полковника Поповича захватили крепости Свислочь, где «неприятелей в нём всех под меч пустили, а самое место и замок огнём сожгли», и Кайданы.


Стоит помнить, что война подобного рода была тогда не из ряда вон выходящим событием, а обычным делом. И татары, и русские «литвины», и поляки, и шведы (и прочие «просвещенные европейцы»), и царские полки жгли, резали и били вражеские селения, города. Людей «под меч пускали» либо уводили в полон. Русские заселяли ими свои опустошенные земли, крымцы гнали для продажи в рабство. Царские войска делали исключение для тех городов и городков, которые сдавались без боя и давали присягу царю.

До нынешнего гуманизма и пацифизма было ещё очень далеко. Хотя на самом деле он быстро исчезает и в современном мире, когда дело доходит до войны. К примеру, украинские войска (ВСУ) уже не раз отмечены в военных преступлениях, пытках, убийствах, изнасилованиях, издевательствах над пленными и т. д. А в современных Сирии или Ираке противоборствующие стороны вырезают противников других наций и конфессий под ноль.

Думаю, что если немного информационно поработать над «цивилизованными» европейцами в русле национализма и фашизма (что сейчас и делают, готовя новый крестовый поход против России), то и они быстро вспомнят опыт своих бравых предков. Испанцев, голландцев, англичан или французов, которые, когда им было нужно, резали друг друга и уничтожали целые цивилизации, культуры, народности и племена в Америке, Африке, Азии и на различных островах.


Полковник Корсунский (1652), Нежинский и «всего севера» (1653—1655) и наказной гетман Войска Запорожского («северский гетман») Иван Никифорович Золотаренко. Портрет неизвестного художника XVIII в.

Осада Старого Быхова


Запорожские казаки Золотаренко в мае 1655 года снова осадили Старый Быхов, который в 1654 году уже безуспешно пытались взять. «Северский гетман» предложил горожанам сдаться, но те отказались.

Владелец города, литовский подканцлер Казимир Лев Сапега, успел до начала войны обновить укрепления. Земляные валы и бастионы были усилены. Земляные валы составляли высотой 7–8 метров и шириной у подножья 30 метров. Также имелось 11 бастионов и равелин. В город вели трое ворот. С востока город был прикрыт Днепром и каменным замком. Имелась артиллерия: 4 тяжелых и 26 полевых орудий. Также в городе было собрано много боеприпасов и продовольствия, что позволило выдержать осаду.

До начала второй осады Сапега набрал 1200 солдат, укрепив гарнизон. Польский король Ян Казимир обещал горожанам за их стойкость освободить от всех налогов на 20 лет.

Запорожцы, которые, как и во время первой осады, не имели осадной артиллерии и не были готовы штурмовать сильную крепость, ограничились блокадой. Хмельницкий приказал Золотаренко изолировать крепость с помощью рва, поставить заслоны и не тратить силы на штурм.

Вскоре мобильные казачьи отряды были направлены на выполнение других задач. Их сменили солдатские полки юго-западной армии князя Алексея Трубецкого. Князь также не имел задачи брать город штурмом. От имени царя Алексея Михайловича и самого Трубецкого горожанам несколько раз предлагали сдаться, но они неизменно отказывались. В августе осаду постепенно сняли.

Осенью к городу вернулись казаки Золотаренко, но и третья осада к успеху не привела. Упорный город держался. 17 октября погиб гетман Золотаренко. Казаки, уставшие от войны, подняли мятеж и вернулись в Гетманщину (Малороссию).

У города остался только полк Ивана Нечая (зять Хмельницкого), который провозгласил себя «полковником чаусским и новобыховским». Затем Хмельницкий назначил его полковником Белорусского казацкого полка, который ранее возглавлял полковник Поклонский, который во время осады Могилёва переметнулся на сторону польского короля.


Панорама Старого Быхова

Битва за Вильно


Передовой полк воевод Хитрово и Хворостинина (более 5 тыс. бойцов) 19 июня очистил от противника Борисов, обеспечил переправу через Березину и рванул на Минск. Литовцы заняли оборону на подступах к городу, но были сбиты. Противник не успел разрушить переправы через реку Свислочь, но не успели.

Царские ратники на плечах противника 3 июля ворвались в Минск. Литовцы пытались контратаковать, отбросили немногочисленный русский авангард, но Минск отбить не смогли. На помощь уже шли казачьи полки Золотаренко и основные силы (Большой полк) князя Черкасского.

Объединившиеся силы Черкасского и Золотаренко (более 30 тыс. человек) двинулись на Вильно. Правда, первоначальный план был нарушен. Северная группировка Шереметева завязла, осаждая Велиж и Озерище, и не успевала выйти к Вильно. Русское командование решило, что хватит и сил главной армии.

Царской армии противостояли 20 тыс. войско гетманов Януша Радзивилла и Винсента Корвина Гонсевского – польско-литовское дворянское ополчение, польская и немецкая пехота. Но Вильно к обороне не подготовили. Никто не думал, что основные силы царской армии доберутся сюда.

Горожане перепугались. Началось брожение. Сбежавший из плена Г. Петров докладывал, что «мещане виленские приговаривали… город сдать и государевых бояр и воевод встретить с образами и хлебом от города 10 вёрст, потому что им против государевых людей сидеть в городе не в силу».

Литовский гетман понимал, что город осады не выдержит. Единственный выход: выйти в поле и дать сражение. Он выбрал хорошую позицию на левом берегу р. Вилии, там построили укрепленный лагерь. Запросил подкреплений из Польши и одновременно начал переговоры со шведами в Риге.

Однако русские наступали слишком быстро. Подкреплений Радзивилл не дождался. Вокруг литовского лагеря уже рыскали разъезды казаков и детей боярских, вступали в стычки, захватывали «языков». За ними шли основные силы царской армии. Литовцы пробовали тянуть время. Виленский епископ начал переговоры. Но было очевидно, что это только уловка.

29 июля 1655 г. русская армия атаковала литовский лагерь. Сначала литовцы, поляки и немцы стойко оборонялись, отбивали одну атаку за другой. Сражение длилось до ночи. Но натиск не ослабевал, откатившись, царские ратники громили оборону врага из пушек, затем снова атаковали. В итоге прорвали вражескую оборону. Литовское войско, под прикрытием немецкой пехоты, стало отходить по мосту на другой берег Вилии. Пехота полегла почти полностью, но спасла остатки войска. Мост сожгли, и гетман смог уйти.

В Верхнем замке Вильно заперся небольшой гарнизон под командой Казимира Жеромского. Сам Радзивилл, у которого осталось 5 тыс. воинов, бежал в Кейданы, под защиту шведов, с которыми вёл переговоры о выходе Великого княжества Литовского из состава Речи Посполитой и союзе с Швецией.

Вильно не стал сопротивляться, открыл ворота. 31 июля в жестоком бою был взят Верхний замок.

4 августа царь Алексей Михайлович совершил торжественный въезд в покорённую Вильну и принял титул «государя Полоцкого и Мстиславского», а после взятия других литовских городов — «великого князя Литовского, Белой России, Волынского и Подольского».

Согласно данным различных источников, в ходе взятия город был подвергнут значительному опустошению. В результате пожаров, эпидемии и мародёрства со стороны русских войск город был практически разрушен, и значительная часть его населения погибла. Особенно отличились запорожцы, громившие костёлы, дворцы местных магнатов.

Русский дореволюционный историк Флавиан Добрянский писал:

Все, что было святого и красиваго внутри и вне города, предано пламени; остальное разрушено, не только кровы, но и самыя гробницы. Действительно, из документальных источников известно, что при вторжении русских сильно пострадал иезуитский костел св. Казимира на рынке, (ныне Николаевский Кафедральный собор), где не были пощажены даже надгробные памятники фамилии Гонсевских. В костеле св. Михаила монахинь бернардинок, оставленном его обительницами, пострадали богатыя гробницы основателя и строителя костела, знаменитаго Льва Сапеги и его семейства; самые трупы были повыбросаны из гробниц. Церковныя драгоценности Кафедральнаго костела св. Станислава попали в руки казаков…
Русская армия, развивая наступление, 8 августа заняла Ковно, через три недели – Гродно. Запорожские отряды форсировали Неман и «промышляли» под Брестом.


Вильнюсский замковый комплекс 1600 года с Верхним замком (отмечен как 7-й), Нижним замком (6-й) и Кафедральным собором (5-й). Художник Томаш Маковский

Наступление Трубецкого


Южнее наступала армия Алексея Трубецкого. Блокировав Старый Быхов заслонами, воевода повёл войска дальше на запад, на Слуцк. Губернатор Слуцка Петерсон, воспользовавшись осадой Старого Быхова и собравший войска, 28 августа повёл их навстречу русским. Но его смели, «тех литовских людей и немцев побили многих и секли до города».

Петерсон смог укрыться в Слуцке. Крепость была сильной, и Трубецкой не стал себя связывать осадой. Город оцепили заставами и заслонами, армия пошла дальше, на Клецк. На помощь Петерсону шёл большой отряд. 29 августа полки Трубецкого перехватили его у Тиньковичей и уничтожили.

К Слуцку стянули основные силы всех близлежащих городов, которые остались без защиты. В начале сентября армия князя Трубецкого почти без сопротивления заняла Клецк, Мыщь, Ляховичи, Столбовичи, Миргородок и Слоним, разорив всю прилегающую к ним территорию.

Таким образом, на центральном направлении русская армия решила основную задачу. Литовская армия Радзивилла была разгромлена и, в сущности, перестала существовать. Были освобождены обширные земли Западной Белой (Литовской) Руси.
Ссылка на первоисточник
наверх