На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мировое обозрение

164 подписчика

Свежие комментарии

  • Любовь Ткаченко
    Так они же не знают, что такое ценности и демократия. Как можно продвигать то, к чему даже не прикасались.Демократы выберут...
  • Любовь Ткаченко
    Волчанск, это Харьковская область, а не Сумская.Харьков на грани:...
  • Геннадий Свешников
    Он, завоевал это звание,с микрофоном в руках на поле боя👁️✍️🦻Военкор Поддубный...

Прощайте, провода? Управлять квантами теперь можно просто лучом света

Квантовые компьютеры — звучит почти как магия, правда? Машины, способные на вычисления, которые обычным компьютерам и не снились. Но есть одна загвоздка: пока они похожи на мощных, но изолированных гениев. А что, если бы их можно было объединить в сеть, раскинувшуюся по всему миру, как наш привычный интернет?

Звучит заманчиво, не так ли? Вот только как это сделать?

Так в чём же соль?

Главная проблема — в «языковом барьере». Многие перспективные квантовые компьютеры используют сверхпроводящие кубиты. Это крошечные, нежные схемы, которые для нормальной работы нужно охладить почти до абсолютного нуля (-273°C!). Представляете? Температура, при которой замерзает всё. И «говорят» эти кубиты на языке микроволн — радиоволн очень высокой частоты.

Иллюстрация
Автор: ИИ Copilot Designer//DALL·E 3 Источник: www.bing.com

А теперь вспомним, как работает наш интернет и глобальная связь. По оптоволоконным кабелям, протянутым на миллионы километров под землей и океанами, бегут импульсы света — фотоны. У света (оптических фотонов) и микроволн совершенно разная энергия, разная «природа». Это как пытаться напрямую соединить шепот с криком через мегафон — информация либо потеряется, либо исказится. Особенно если речь идет о хрупкой квантовой информации, которая разрушается от малейшего «неправильного взгляда».

Как же навести мосты между ледяным микроволновым миром кубитов и «горячим» миром оптических сетей?

Мостик между мирами: Знакомьтесь, преобразователь!

И вот тут на сцену выходит элегантная разработка команды физиков из Гарвардской школы инженерии и прикладных наук (SEAS) под руководством Марко Лончара. Они создали нечто вроде… квантового «переводчика» или «роутера». Это крошечное устройство, на вид — как диковинная скрепка длиной всего пару миллиметров на чипе размером с почтовую марку.

Схема сверхпроводящего кубита, управляемая преобразователем. (a) Два оптических поля (ω+-) вводятся в преобразователь через волновод. Эти две моды резонансны с гибридизованными оптическими модами преобразователя, которые генерируются связанным резонатором в форме скрепки, емкостно связанным (Cc) с микроволновым LC-резонатором (ωm = 1/√(LC)). Оптические моды взаимодействуют в преобразователе для генерации микроволнового тона (ωm) посредством генерации разностной частоты с использованием нелинейности χ(2) в TFLN в соответствии с коэффициентом микроволново-оптической связи geo. Микроволновый тон затем передается на чип SC-кубита по коаксиальному кабелю для управления кубитом через дисперсионно связанный считывающий резонатор. Мы измеряем состояние кубита путем измерения пропускания считывающего импульса (ωro), сгенерированного при комнатной температуре. (b) Схема процесса резонаторного электрооптического преобразования. Две гибридизованные оптические моды (ω+-) отстроены от микроволновой резонансной частоты (ωm). Обмен энергией между микроволновой и оптической областями опосредован сильным полем накачки на частоте ω−. (c) Основное (|g⟩) и возбужденное (|e⟩) вычислительные состояния кубита разделены частотой ωm. Кубит дисперсионно связан с микроволновым считывающим резонатором (ωro) с силой связи gq-ro. Цитирование: Hana K. Warner et al. arXiv:2310.16155 [quant-ph] https://doi.org/10.48550/arXiv.2310.16155
Автор: Hana K. Warner et al. Источник: arxiv.org

Что же оно делает? Эта малютка умеет делать удивительную вещь: она «слушает» деликатные микроволновые сигналы от кубита и очень аккуратно преобразует их в оптические сигналы (то есть, в фотоны, готовые к путешествию по оптоволокну), и наоборот. Фактически, это технологический мостик через ту самую энергетическую пропасть между двумя совершенно разными физическими системами.

Секрет фокуса — в материале, из которого сделан «сердечник» устройства. Это ниобат лития, кристалл с весьма занятными свойствами, позволяющими ему эффективно взаимодействовать и с микроволнами, и со светом. Упрощенно говоря, устройство ловит микроволновую энергию в одну «ловушку» (микроволновый резонатор) и передает ее другой «ловушке» (оптическому резонатору), которая уже работает со светом. Энергия как бы плавно «перетекает» с одного уровня на другой.

И знаете, что самое крутое? Эта гарвардская разработка — первая в своем роде, которая позволила управлять состоянием сверхпроводящего кубита исключительно с помощью света! Больше никаких громоздких, «шумных» микроволновых кабелей, идущих прямо к хрупкому кубиту и рискующих его «нагреть» или внести помехи. Управление можно осуществлять издалека, через оптоволокно.

Резонаторный электрооптический микроволново-оптический квантовый преобразователь (CEO-MOQT). (a) Оптическая микрофотография преобразователя. Ниобиевый (Nb) микроволновый LC-резонатор (серебристый) емкостно связан с двумя гибридизованными резонаторами типа «беговая дорожка» из ниобата лития в геометрии скрепки (черный) для когерентного обмена энергией между микроволновой и оптической областями с использованием резонансно усиленного электрооптического эффекта в ниобате лития. Эта геометрия позволяет нам иметь малую площадь устройства для снижения паразитной емкости. Устройство покрыто диоксидом кремния для облегчения отвода тепла и смягчения оптических потерь из-за электрических пересечений. Микроволновый сигнал считывается через линию передачи (сверху), а оптический сигнал собирается через оптические решетчатые ответвители. Оптические резонаторы типа «беговая дорожка» адиабатически сужаются с 1 μm в областях связи до 3 μm в прямом участке «беговой дорожки» для уменьшения потерь на рассеяние на боковых стенках, поддерживая при этом только основную поперечную моду (врезка). (b) Схема поперечного сечения устройства. Наши оптические волноводы имеют стробирование в геометрии электродов в виде плато для прямого контакта наших Nb электродов с z-осью кристалла LN, тем самым выигрывая от большого коэффициента Поккельса (r33 ≈ 30 pm/V). Это улучшает перекрытие микроволнового и оптического полей и, следовательно, скорость связи одиночных фотонов между нашими микроволновыми и оптическими модами. (c) Вложенная геометрия скрепки приводит к эффекту Вернье с периодичностью 5 nm и обеспечивает существование пары гибридизованных оптических мод с расщеплением, аналогичным микроволновой резонансной частоте. (d) Затем мы можем убедиться, что работаем в точке тройного резонанса, контролируя оптическую отстройку с помощью напряжения смещения (2μ ≈ 3.5 GHz), чтобы (e) согласовать нашу частоту микроволнового резонатора (ωm ≈ 3.7 GHz). Цитирование: Hana K. Warner et al. arXiv:2310.16155 [quant-ph] https://doi.org/10.48550/arXiv.2310.16155
Автор: Hana K. Warner et al. Источник: arxiv.org
А зачем всё это нужно? Неужели просто чтобы провода убрать?

О, это гораздо больше, чем просто удобство! Представьте себе масштаб задачи. Для решения действительно сложных проблем — вроде создания новых лекарств или материалов — квантовым компьютерам понадобятся не десятки или сотни, а миллионы кубитов. Управлять каждым таким кубитом через отдельный микроволновый кабель, да еще и в условиях экстремального холода — это технический кошмар с точки зрения масштабирования и сложности. Системы охлаждения и так огромные и дорогие.

Новый преобразователь открывает дверь к совершенно другому подходу. Пусть сами квантовые вычисления происходят в «ледяных» кубитах, но вся связь с ними, управление и считывание информации — через эффективные, быстрые и помехозащищенные оптические каналы.

Более того, помните про миллионы километров оптоволокна, уже опоясывающие планету? Эта разработка — шаг к тому, чтобы потенциально задействовать эту уже существующую инфраструктуру для создания… да-да, распределённых квантовых сетей! Представьте: несколько квантовых процессоров, возможно, находящихся в разных лабораториях или даже городах, смогут обмениваться квантовой информацией напрямую, через свет. Это уже не просто один мощный компьютер, а целая квантовая паутина.

Что дальше? Не всё сразу!

Конечно, не стоит думать, что завтра же у нас появится квантовый интернет. Как честно признают сами исследователи, во главе с аспиранткой Ханой Уорнер, до полноценных работающих систем еще нужно пройти долгий путь. Предстоит много работы по повышению надежности, эффективности преобразования и, что особенно важно, по передаче самого «сердца» квантовой механики — запутанности — между кубитами с помощью света.

Но, знаете, это как первый успешный полёт братьев Райт. Да, это еще не Боинг-747, пересекающий океан, но это доказательство принципиальной возможности полета! Этот миниатюрный «посредник» — критически важный кусочек огромного пазла, который приближает нас к эре по-настоящему мощных и взаимосвязанных квантовых вычислений.

Так что же мы имеем в сухом остатке? Умное устройство, которое научилось «дружить» два совершенно разных физических мира. Это не просто очередная лабораторная диковинка. Это потенциальный ключ к будущему, где квантовые технологии станут не только мощнее, но и доступнее, и смогут объединить свои усилия для решения задач, которые нам сегодня кажутся неразрешимыми. Поживём — увидим, куда нас приведет этот фотонный маршрут!

Ссылка на первоисточник
наверх