На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мировое обозрение

165 подписчиков

Свежие комментарии

  • YYYYYYY XXXXXXX
    Поганый капитализм...Бездомные жители ...
  • Любовь Ткаченко
    Так они же не знают, что такое ценности и демократия. Как можно продвигать то, к чему даже не прикасались.Демократы выберут...
  • Любовь Ткаченко
    Волчанск, это Харьковская область, а не Сумская.Харьков на грани:...

От ГАЗа до «Титана»: как создавались и совершенствовались отечественные военные автомобили

Сегодня профессиональный праздник отмечают российские военные автомобилисты. В этот день в 1910 году в Санкт-Петербурге была сформирована первая учебная автомобильная рота. Массовое внедрение автотехники началось в 1913 году. С тех пор машины широко использовались для перевозки войск, грузов и как носители различного вооружения.
По данным Минобороны РФ, в настоящее время свыше 90% наземного подвижного вооружения, военной и специальной техники смонтировано на автомобильном шасси. В зоне СВО российская армия применяет грузовики, вездеходы и бронеавтомобили. В войска поставляются защищённые машины «Тигр-М», «Спартак», «Тайфун», «Ахмат», «Титан», «Линза». По прогнозу экспертов, в обозримом будущем ВС РФ начнут получать беспилотные автомобили, что заметно сократит риски для жизни военнослужащих.
От ГАЗа до «Титана»: как создавались и совершенствовались отечественные военные автомобили
  • Бронеавтомобиль Русской Императорской армии/современный бронеавтомобиль К-4386 «Тайфун-ВДВ»
  • РИА Новости
  • © Public Domain / Рамиль Ситдиков

В России профессиональный праздник отмечают военные автомобилисты. 29 мая 1910 года по указу императора Николая II в Санкт-Петербурге была образована первая учебная автомобильная рота. Позже она превратилась в основной центр, обеспечивающий армию транспортными средствами и квалифицированными кадрами.

Фактически данное подразделение стало прообразом будущей организации автомобильной службы и системы автотехнического обеспечения Вооружённых сил нашей страны.

В статье в газете «Красная звезда» генерал-лейтенант, начальник Главного автобронетанкового управления Минобороны РФ Александр Шестаков заявлял, что решение о создании учебной автомобильной роты было обусловлено «эволюционным ходом мирового развития автомобильной техники и признанием её как эффективного, манёвренного и перспективного транспортного средства».

Шестаков напомнил, что русская армия впервые опробовала автомобили в ходе Белостокских манёвров в 1897 году. Правда, массовое внедрение этой техники, по его словам, началось накануне Первой мировой войны.

  • Зенитное орудие царской армии
  • © Минообороны РФ

«В 1913 году Генштаб принял решение о массовом внедрении автомобилей в армию. В связи с этим автомобильная рота была укрупнена и приобрела статус высшего военного учебного заведения», — сказал Шестаков.

К 1917 году в составе Русской армии действовали 22 автомобильные роты и 55 моторизованных санитарных отрядов. К концу Первой мировой в вооружённых силах империи насчитывалось до 10 тыс. машин различной грузоподъёмности. Автотранспорт использовался для перевозки войск и грузов. Также на него устанавливались вооружения — в ходе войны с Германией и Австро-Венгрией получили развитие зенитные орудия, смонтированные на четырёхколёсных платформах.

Герои-автомобилисты

Важнейшим этапом развития автомобильных войск считается Великая Отечественная война. К её началу Красная армия широко использовала конную тягу. Однако война с нацистской Германией продемонстрировала необходимость серьёзного повышения оперативности перевозки личного состава и воинских грузов, что достигалось внедрением автомобилей.

В ходе Великой Отечественной количество автомобилей в Красной армии увеличилось в 2,5 раза — до 664,4 тыс. единиц. Решающий вклад в обеспечение фронта отечественными машинами внесли горьковский и московский автозаводы.

За годы сражения с нацизмом военные автомобилисты перевезли около 145 млн тонн различных грузов. Огромную роль они сыграли в обеспечении блокадного Ленинграда и эвакуации его жителей по льду Ладожского озера.

За мужество и героизм 15 автомобильных частей получили почётные наименования, 94 соединения удостоились орденов Красной Звезды, Красного Знамени, Александра Невского и Кутузова. 25 воинам-автомобилистам присвоили звание Героя Советского Союза, более 21 тыс. красноармейцев были награждены орденами и медалями.

В послевоенные годы развитие военной автомобильной промышленности позволило поднять моторизацию войск на принципиально новый уровень. Например, во время кампании в Афганистане автомобилисты перевозили уже 80% грузов. Советская армия активно пользовалась продукцией МАЗ, КРАЗ, УАЗ, ЗИС (ЗИЛ), КамАЗ и ГАЗ.

Также по теме
Танк Т-80 с газотурбинным двигателем «Непревзойдённый силовой агрегат»: эксперты — о значении газотурбинного двигателя для танковых войск СССР и России
55 лет назад правительство СССР приняло постановление об организации серийного производства танковых газотурбинных двигателей (ГТД)....

На автомобильной базе создавались носители зенитного, радиолокационного и инженерного вооружения. Наряду с этим благодаря созданию разнообразного многоосного шасси ВС СССР получили подвижные комплексы с ракетами малой, средней и межконтинентальной дальности.

В беседе с RT главный редактор журнала «За рулём» Максим Кадаков заявил, что изначально советская промышленность сильно зависела от американских технологий. Однако в послевоенный период СССР сформировал собственную конструкторскую школу. Первыми крупными достижениями отечественного военного автопрома он назвал грузовики ГАЗ-63 и ГАЗ-69, среднетоннажный автомобиль повышенной проходимости ЗИЛ-131 и ЗИЛ-157.

«Армия и народное хозяйство СССР нуждались в автомобилях высокой проходимости, надёжных, ремонтопригодных и простых в эксплуатации. Большой успех имели полноприводный ГАЗ-66 по прозвищу «Шишига» и Урал-4320 с колёсной формулой 6×6. Достойные автомобили для армии выпускали в Луцке (ЛуАЗ) и Кременчуге (КРАЗ)», — рассказал Кадаков.

От пуль и осколков

Российская армия продолжает эксплуатировать часть советской автомобильной техники. Одновременно вооружённые силы стали получать обновлённые «Уралы», КамАЗы и довольно обширную номенклатуру бронеавтомобилей.

Одним из ключевых разработчиков защищённой автомобильной техники является Военно-промышленная компания (ВПК). Флагманский продукт предприятия — семейство бронеавтомобилей «Тигр». Этот класс машин предназначен для перевозки людей, грузов, в том числе по бездорожью. Также эти образцы можно адаптировать под установку стрелкового, разведывательного и зенитного вооружения.

«Тигр» оснащается шасси рамной конструкции, которое несёт на себе основную часть агрегатов и цельнометаллический кузов. В различных комплектациях автомобиль может вмещать до девяти человек и до 1500 кг груза.

  • Бронеавтомобиль «Тигр» ВС РФ в районе пункта пропуска Вериговка-Чугуновка на российско-украинской границе.
  • РИА Новости

Последние годы в российские войска поставляется модернизированная вариация «Тигр-М». Машина имеет пятый класс баллистической защиты в лобовой проекции и третий — в бортах и на корме. Её снаряжённая масса составляет 6,5 т, запас хода — 1000 км, скорость может превышать 120 км/ч.

«Помимо этого, машина имеет пулестойкие шины с противовзрывными вставками, отводящими взрывную волну, интегрированную керамическую броню, противоминную защиту, специальное остекление и пять видеокамер для кругового обзора. В салоне автомобиля оборудованы места для размещения водителя, старшего машины и десанта. Предусмотрены ячейки для боекомплекта, средств связи и блокиратора радиоуправляемых взрывных устройств», — говорится на сайте Минобороны РФ.

Также по теме
«На страже российского неба»: как применяются и совершенствуются зенитные комплексы «Панцирь»
В рамках государственного оборонного заказа ВС РФ получили новую партию зенитных ракетно-пушечных комплексов «Панцирь-С», сообщили в...

Внутри «Тигра-М» установлена специальная система связи, на крыше — поворотная турель для пулемётов «Корд», «Печенег» или автоматического станкового гранатомёта АГС-17 «Пламя».

На основе опыта спецоперации специалисты Военно-промышленной компании разработали семейство автомобилей «Спартак». Четырёхколёсная модификация была создана на основе многоцелевого броневика «ВПК-Урал». Пассажирский отсек машины защищён от пуль калибра 14,5 мм, остальные части корпуса — от боеприпасов 12,7 мм. Днище и колёса могут выдержать подрыв взрывного устройства мощностью до 8 кг тротила. Для ведения боевых действий автомобиль оснащается башней с пулемётом «Корд» калибра 12,7 мм.

В шестиколёсном исполнении «Спартак» получил 57-мм зенитную пушку С-60 с боекомплектом на 144 снаряда. Орудие способно поражать воздушные цели на малых и средних высотах, незащищённую и легкобронированную технику на дальности до 7 км.

Ещё одним разработчиком отечественных бронеавтомобилей является компания «Ремдизель». Расположенное в Татарстане предприятие регулярно совершенствует семейство «Таа я йфун». Его особенностями являются усиленная противоминная защита, большой дорожный просвет и V-образное днище, которое рассеивает энергию взрыва и улучшает защиту экипажа от осколков.

Снаряжённая масса машины составляет 11 т, мощность двигателя — 350 л. с., запас хода по топливу — 1,2 тыс. км. Модификация «Тайфун-ВДВ» может быть носителем боевого модуля с миномётным комплексом «Дрок» калибра 82-мм, который может вести стрельбу по навесной траектории и прямой наводкой. В Минобороны РФ считают, что такая мобильная платформа значительно увеличивает огневую мощь десантно-штурмовых подразделений голубых беретов.

Сразу после начала СВО «Ремдизель» создал броневик З-СТС «Ахмат», который стали закупать власти Чеченской Республики. Бронеавтомобиль отличается рамной конструкцией и собирается намного быстрее других образцов.

Бронезащита автомобиля надёжно защищает экипаж, пассажиров и перевозимый груз от пуль до крупнокалиберных пулемётов включительно, осколков снарядов и мин.

Также в ходе СВО «Ремдизель» разработал бронеавтомобиль ЗА-СпН «Титан», выполненный в виде пикапа. Он имеет несущий бронекорпус с V-образным днищем и оборудован антитравматическими сиденьями. Машина способна применять 30-мм пушку 2А42, пулемёт ПКТМ и ПТРК «Конкурс».

Также по теме
Армейский багги «Алабай» Боевой «Алабай»: какие багги создаются в России для нужд СВО
Армейский багги «Алабай» будет усовершенствован в соответствии с рекомендациями бойцов СВО. Об этом сообщил RT главный конструктор...

«Независимая подвеска, дизельный двигатель, централизованная система подкачки шин, лебёдка и кондиционер обеспечивают высокие проходимость и уровень комфорта при движении по пересечённой местности», — сообщается в материалах компании.

Для эвакуации раненых и перевозки медицинского имущества «Ремдизель» поставляет в зону СВО санитарный бронеавтомобиль «Линза». Машина имеет баллистическую защиту 3-го класса и выдерживает подрыв взрывного устройства мощностью до 8 кг в тротиловом эквиваленте. Кроме того, она способна продолжать движение с пробитыми колёсами.

По данным Минобороны РФ, военная автомобильная техника остаётся важнейшим компонентом системы вооружения ВС РФ. В настоящее время свыше 90% наземного подвижного вооружения, военной и специальной техники смонтировано на автомобильном шасси.

Как отметил Максим Кадаков, СВО внесла серьёзные коррективы в военную логистику. Тем не менее автомобильная техника сохраняет большое значение для обеспечения мобильности и снабжения войск.

«Обилие дронов сильно изменило логистику. Военным стал требоваться менее габаритный транспорт. В итоге мы видим, как часто используются багги, квадроциклы, мотоциклы, гражданский транспорт в виде «Нивы», «Буханки» и вездеходов марки УАЗ. Но нельзя сказать, что классические армейские автомобили не нужны. На них по-прежнему многое перевозится», — рассказал Кадаков.

  • Гражданский автотранспорт для бойцов в зоне СВО
  • © Минообороны РФ

Схожей точки зрения придерживается кандидат военных наук Сергей Суворов. В беседе с RT эксперт заявил, что именно на военных автомобилистов ложится обязанность по своевременному подвозу боеприпасов и горюче-смазочных материалов. Причём, как подчеркнул эксперт, в войсках растёт количество бронированных автомобилей, а в ближайшие перспективе появятся безэкипажные платформы.

«Многие перспективные разработки в сфере автомобильной техники были запущены до специальной военной операции. По сути, СВО ускорила ввод в строй грузовиков, где бронёй прикрыты кузов, кабина и моторно-трансмиссионное отделение. В обозримом будущем наша армия будет получать беспилотные образцы военной автомобильной техники, приспособленные под работу в особо опасных условиях», — резюмировал Суворов.

Ссылка на первоисточник
наверх