
Бывший премьер-министр Великобритании Борис Джонсон после ухода в отставку в 2022 г. использовал свои контакты и политическое влияние для личной выгоды.
Об этом сообщила The Guardian, ссылаясь на документы из утечки данных, оказавшиеся в распоряжении американской платформы Distributed Denial of Secrets.
Газета отмечает, что речь может идти о нарушении правил лоббирования и этических норм, применяемых к политикам, занимавшим высокие государственные должности.
Архив, известный как «Досье Бориса», включает электронную переписку, финансовые счета, тексты выступлений и коммерческие контракты, которые проливают свет на деятельность субсидируемой государством компании, созданной Джонсоном сразу после ухода с Даунинг-стрит в сентябре 2022 года.
Документы свидетельствуют, что Джонсон использовал эту структуру для широкомасштабной коммерческой деятельности, которая поднимает вопросы о нецелевом использовании государственных средств, использовал для координации множества высокооплачиваемых проектов, что ставит под сомнение соблюдение им правил, регулирующих трудоустройство бывших министров. Разоблачения перекликаются со скандалом вокруг лоббистской деятельности экс-премьера Британии Дэвида Кэмерона в деле Greensill Capital и поднимают вопросы о целесообразности государственного финансирования личных офисов бывших глав правительств.
Среди ключевых данных архива:
давление на высокопоставленного саудовского чиновника с просьбой передать наследному принцу Мухаммеду бин Салману предложение о сотрудничестве с компанией, где Джонсон стал сопредседателем;
получение более 200 000 фунтов стерлингов ($271393) от хедж-фонда после встречи с президентом Венесуэлы Николасом Мадуро;
проведение секретной встречи с основателем Palantir Питером Тилем незадолго до заключения контракта компании Джонсона с NHS;
нарушение карантинных правил из-за организации ужина с тори-пэром, финансировавшим ремонт резиденции Джонсона (ранее премьер уже извинялся за проведение вечеринки во время им же введенного локдауна).
Файлы были получены американской неправительственной организацией Distributed Denial of Secrets (DDoS), при этом изначальный источник утечки остается неизвестным. Документы охватывают преимущественно период с сентября 2022 по июль 2024 года, но включают и материалы времен премьерства Джонсона.
Особое внимание уделяется использованию Джонсоном государственного пособия PDCA (пособие на расходы по государственной службе), предназначенного для покрытия затрат, связанных с общественной деятельностью бывших премьеров. Согласно документам, эти средства могли направляться на поддержку коммерческой деятельности через офис Бориса Джонсона. При этом общий доход экс-премьера только от платных выступлений за указанный период составил около 5,1 млн фунтов стерлингов (почти $7 млн).
В сегодняшней публикации The Guardian представляются некоторые подробности из документов, полученных Distributed Denial of Secrets, и связанных с обогащением Джонсона.
«Через два года Джонсон, к тому времени покинувший свой пост, попытается использовать отношения, которые он поддерживал с саудовским лидером Мухаммедом бин Салманом, широко известным по своим инициалам, в рамках межконтинентальной кампании по самообогащению», - отмечает издание.
Наследный принц, наследник состояния, полученного за счёт добычи ископаемого топлива, благодаря которому его семья стала одной из самых богатых в истории, утвердился в качестве всемогущего правителя Саудовской Аравии и влиятельного игрока на мировой арене. Джонсон с теплотой отзывался о нем, называя его «творцом перемен».
«Я остаюсь горячим поклонником вашего видения будущего Королевства Саудовская Аравия», — говорится в черновике письма Джонсона на имя Салмана, которое Джонсон написал два года спустя, в марте 2024 года, после краха своего премьерства.
Текст напечатан на фирменном бланке офиса Бориса Джонсона, частного офиса, частично финансируемого налогоплательщиками.
Джонсон пишет, что занялся бизнесом, к которому хотел бы привлечь и своего адресата.
«Я бы очень хотел выяснить, может ли эта компания быть полезна вам и королевству Саудовская Аравия для достижения ваших целей, потому что я уверен, что это действительно так», - пишет Джонсон.
Разоблачения его коммерческой деятельности и многочисленные явные нарушения этических норм могут оказаться для Джонсона крайне сложными, пишет газета. Они согласуются с очевидным пренебрежением к этическим нормам общественной жизни, которое наблюдали некоторые из тех, кто работал с ним в тесном контакте.
Макс Хастингс, редактор Daily Telegraph в 1980-х годах, утверждал, что Джонсон «не заботится ни о чём, кроме собственной славы и удовлетворения».
При этом Борис Джонсон не первый бывший премьер-министр, подвергшийся критике за попытки нажиться после окончания срока полномочий. Возможно, показательно, что остальные тоже отправились в Персидский залив, указывает издание.
В своих мемуарах «Unleashed» Джонсон пишет: «Тони Блэр однажды сказал мне, что наследный принц Мухаммед бин Салман был „надеждой региона“, и я понимаю, почему».
Поклонники саудовской королевской семьи называют его реформатором. Он ослабляет некоторые из самых драконовских ограничений на деятельность женщин и открывает Исламское Королевство для иностранцев. Но он также оказался щедрым другом ветеранов Даунинг-стрит.
Институт Тони Блэра получает финансирование от Саудовской Аравии и, как сообщается, получил контракт на сумму около 8 миллионов фунтов стерлингов на поддержку программы принца Мухаммеда. В то время, когда Дэвид Кэмерон работал наёмным лоббистом австралийского финансиста Лекса Гринсилла, вскоре оказавшегося в опале, они отправились в поход с принцем Мухаммедом в саудовскую пустыню.
При этом возмутительно, что оба бывших премьер-министра сохранили отношения с Саудовской Аравией после инцидента 2018 года, который, по мнению критиков, раскрыл истинное лицо режима. Джамаля Хашогги, писателя-диссидента, проживавшего в США, заманили в посольство Саудовской Аравии в Стамбуле, убили и расчленили. В 2021 году американские спецслужбы пришли к выводу, что принц Мухаммед «одобрил» эту операцию.
Джонсон, по крайней мере, в частной беседе, похоже, полностью осознавал всю серьёзность инцидента с Хашогги. В апреле 2023 года, спустя год после того вечера, когда он переписывался с наследным принцем, Джонсону задали вопрос об убийстве Хашогги на частном мероприятии в Северной Каролине, согласно расшифровке, содержащейся в утечке данных.
На мероприятии в Северной Каролине его мнение о Хашогги было без прикрас. «Я думаю, что, прежде всего, никто не должен преуменьшать значение того, что случилось с Джамалем Хашогги. Надеюсь, вы услышали это громко и чётко. Я поднял этот вопрос перед МБС, как и ожидалось». Джонсон заявил, что убийство журналиста было «явно непростительным преступлением».
К тому времени Джонсон уже покинул Даунинг-стрит, но всё ещё был депутатом парламента. Он уже отправился в мировое турне с лекциями, которое, как показывают утечка файлов, принесло ему более 5 миллионов фунтов стерлингов за 34 выступления – от Лагоса до Сингапура. Он даже развлекал гостей на 50-летии немецкого бизнесмена.
Однако Джонсон вскоре выразил наследному принцу своё «горячее» восхищение. К тому времени, как Джонсон сложил с себя полномочия депутата, он уже создал свой личный кабинет. Как и кабинеты всех бывших премьер-министров, кабинет Джонсона может претендовать на налоговые льготы в размере до 115 000 фунтов стерлингов в год. Эти деньги предназначены исключительно для использования в государственных целях.
Утечка файлов поднимает вопрос о том, не были ли средства, используемые для выплаты зарплат сотрудникам в кабинетах бывших премьер-министров, использованы не по назначению в целях получения прибыли. В кабинете Джонсона работают три сотрудника, и все трое, как следует из утекших данных, были вовлечены в коммерческую деятельность.
Пожалуй, неудивительно, что Джонсон развернул масштабную операцию по извлечению прибыли, отмечает издание. После скандала с реконструкцией Даунинг-стрит (с «золотыми» обоями) один из помощников Джонсона, занимавший пост премьер-министра, заявил: «Суть в том, что он не может позволить себе быть премьер-министром». Во-первых, ему нужно содержать девятерых детей, а прибыльные проекты, такие как давно назревшая книга о Шекспире, иногда не реализуются.
Утечка документов указывает на то, что его работа на неполный рабочий день в компании Better Earth будет приносить 120 000 фунтов стерлингов в год, а также первоначальный пакет акций в размере 12,5%. Компания Better Earth, основанная канадским инвестором в горнодобывающую промышленность, включает в себя семь близких соратников и советников Джонсона, включая двух бывших министров-консерваторов и помощника, которого он сделал пэром.
Именно в марте 2024 года Джонсон обратился к наследному принцу Саудовской Аравии с предложением о сотрудничестве в рамках Better Earth. Суть предложения: помочь в озеленении крупнейшего нефтяного государства. «Хотя сейчас я живу в безмятежной деревенской безвестности в Оксфордшире, — писал Джонсон, — я по-прежнему глубоко привержен идее сокращения выбросов углерода».
Неясно, как отреагировали саудовцы и сколько денег Джонсон вложил в это дело. Но это был не единственный случай, когда он пытался воспользоваться отношениями, сложившимися в доме номер 10.
«Как вам известно, — написал он в черновике письма с просьбой о сотрудничестве к другому высокопоставленному деятелю в Персидском заливе, знакомому ему по работе на Даунинг-стрит, — ключевой частью моего наследия на посту премьер-министра Соединенного Королевства стало объединение мировых лидеров вокруг ряда конкретных обязательств на климатическом саммите COP26 в 2021 году».
Из документов следует, что Джонсону и его помощнику были предложены доли в предприятии по «климатическому финансированию», потенциально оцениваемые в миллионы долларов. Частью его работы было лоббирование чиновника Абу-Даби, контролирующего один из крупнейших нефтяных месторождений эмирата. Партнеры Джонсона по фирме Bia Advisory хотели получить более 1 млрд долларов из средств Абу-Даби для инвестиций, как следует из утекших документов. Они не ответили на вопросы Guardian о том, получили ли они эти деньги.
Однако документы, по всей видимости, подтверждают, что Джонсон лоббировал чиновника Халдуна аль-Мубарака, наиболее известного в Великобритании как председатель совета директоров «Манчестер Сити».
В течение первых двух лет после ухода с должности бывшим министрам Великобритании запрещено использовать связи, приобретенные в правительстве, в личных целях. Однако Джонсон как минимум трижды принимал Мубарака на Даунинг-стрит.
Похоже, Джонсон нарушил то же правило во время своего визита в Саудовскую Аравию. Консультативный комитет по деловым назначениям (Acoba) — это орган, отвечающий за контроль за карьерой бывших министров после ухода с должности. Он запросил у Acoba разрешение на свою должность в Better Earth, по-видимому, не раскрывая саудовской стороны. Acoba дал разрешение, но с условиями. Пока его пребывание в должности не продлится два года, Джонсон «не должен лично участвовать в лоббировании контактов, приобретенных им за время работы в других правительствах», для поиска бизнеса. Согласно опубликованным документам, он уже это сделал.
Поначалу, когда Guardian связалась с Джонсоном, чтобы спросить о явном проступке, раскрытом в опубликованных документах, он хранил молчание. После публикации первых статей высокопоставленные политики заявили, что правительству следует приостановить доступ Джонсона к пособию на расходы по ведению государственной службы (PDCA) — финансированию, предназначенному для поддержки исполнения бывшим премьер-министром своих обязанностей.
В этот момент Джонсон связался с изданием. «Эта история — чушь, — написал он по электронной почте. - PDCA использовалась полностью в соответствии с правилами». Он добавил: «The Guardian следует сменить название на «Правда».
Но именно правдивость Джонсона, и не в первый раз, подвергается пристальному вниманию, подчеркивает издание.
18 марта 2024 года, как следует из слитых файлов, Джонсон получил письмо от представителей Acoba. Газеты сообщили, что управляющий хедж-фондом взял Джонсона с собой в Каракас на встречу с Николасом Мадуро, главой венесуэльского режима, и представители Acoba хотели узнать, не нарушало ли это их правила.
«Встреча была неоплачена», — сказал им Джонсон в своем ответе. Это, однако, противоречит документам из слитых файлов. Один из них — контракт с Merlyn, хедж-фондом, от имени которого Джонсон встречался с Мадуро — лидером, которого он когда-то сравнил с «диктатором порочного режима». Другой документ свидетельствует об отправке офисом Джонсона за несколько недель до своего письма Acoba на счет Merlyn суммы в 240 000 фунтов стерлингов.
Правила, подобные правилам Acoba, развивались как часть системы, призванной поддерживать веру общества в то, что избранные им представители власти действуют в общих интересах, а не в своих собственных. Сью Хоули из некоммерческой организации «Spotlight on Corruption» говорит: «Если люди на вершине власти демонстрируют, что им не обязательно жить по правилам, по которым живут обычные люди, это передается и вниз» и цитирует старую пословицу: «Рыба гниёт с головы».
Свежие комментарии