
А почему не стареют и не уходят ветераны?
Вопрос вообще интересный, особенно применительно к самолетам. Казалось бы: 21 век на дворе, сотни самолетов пятого поколения бороздят (или делают вид, что собираются) небо, шестое поколение опять же, практически вот оно у китайцев над домами летает и служит темой для роликов в Тик-Токе. И вдруг – самолеты не то что предыдущего поколения, а откровенные раритеты.
Понятно, что модернизации, понятно, что экономия, но: не так давно в Азербайджане радовались по поводу того, что купили 24 машины (целый полк практически) «новейших истребителей-бомбардировщиков» JF-17C у Пакистана. Ну Пакистан у нас известная мировая авиастроительная держава, и тем не менее: что купили азербайджанцы?

А купили они МиГ-21. Да, прошедший череду инкарнаций, через J-7 к JF-17. Самолет получил современный нос, боковые воздухозаборники и новую авионику. Но двигатель остался все тот же РД-93, который РД-33 с нижним расположением коробки двигательных агрегатов родом из 70-х годов прошлого века. А потому самолет несет всего 3 800 кг боевой нагрузки на 7 точках подвески, что в целом более чем скромно.
Но 24 новых самолета позволят поиграть мускулами ВВС Азербайджана в регионе, поскольку у соседей все еще куда печальнее. Турцию не берем, понятное дело, потому что это один и тот же народ.
А у России все еще надрываются в боевой работе Су-24. А в других странах запросто так летают F-4, МиГ-21, Су-17/20/22. Ладно скроены да крепко сшиты? Посмотрим…
Mirage 2000DRMV

На днях с приличной такой помпой французские военно-космические силы официально представили модернизированный ударный самолет Mirage 2000DRMV. Я бы сказал с долей ехидства – в очередной раз.
К концу этого года вооруженные силы Франции будут располагать 50 модернизированными «Миражами», которые, как считают в военном ведомстве, несмотря на свой относительный возраст, остаются высокоэффективным средством для нанесения ударов по наземным целям и непосредственной авиационной поддержки. Спорить не станем, «Мираж» самолет действительно неплохой, но его времена давно уже улетели в историю. Впрочем, выбор не наш.

Вопрос – насколько ветеран задержится в строю и почему? На первую часть – минимум до 2035 года. Потом забытая мелодия для аккордеона с заменой на «Рафаль» (меняют, простите, с 2006 года и все никак не заменят), «Рафаль» дополнят планируемым беспилотным боевым летательным аппаратом (UCAV), который вот-вот и будет готов, а в конечном итоге, все заменит совершенно новый общеевропейский боевой самолет с экипажем.
Вроде бы ничего не забыл, еще бы чашечку кофе с круассаном… И «Мечты, мечты, в чем ваша сладость», говоря словами Александра Сергеевича. Понятно, что сладость французских мечтаний в том, что все будет так, как написано в планах. Горечь придет потом, а если кому-то интересен личный авторский прогноз – служить «Миражам» до 2040 года минимум, а там, если планеры позволят, и дольше.
Но состояние французской авиационной промышленности и почему с 2006 года так и не заменили все «Миражи» на «Рафали» - это предмет отдельных глумлений и издевательств над французской действительностью. У нас же – молодящийся старичок «Мираж 2000» с кучей букв.
Итак, Dassault Mirage 2000, первые изготовлены в 1984 году, последние – в 2007-м. Mirage 2000DRMV – последнее слово французского авиастроения в отношении этого семейства самолетов. Основные характеристики модернизированного Mirage 2000DRMV включают:
- ракету класса "воздух-воздух" MICA NG с инфракрасным наведением;
- усовершенствованные высокоточные бомбы Paveway II GBU-48, 49 и GBU-50;
- новую цифровую приборную панель.

Бомбы GBU-48 (454 кг), GBU-49 (227 кг) и GBU-50 (908 кг) с улучшенным высокоточным наведением Paveway II – американского производства. Что касается боеприпасов местной разработки, то существует версия бомбы с реактивным приводом AASM и лазерным наведением, версии которой широко использовались в Украине. Другие наступательные варианты включают легкий боеприпас класса «воздух-поверхность» Thales/TDA ASPTT (Air-Sol Petite Taille Tactique) с лазерным наведением, также известный как BAT-120LG.
Что можно сказать… Ну не самый впечатляющий набор вооружения в плане новизны. MICA как ракета разрабатывалась компанией Matra с 1982 года. Первые испытания состоялись в 1991 году, а в 1996 году ракета была принята на вооружение для оснащения Rafale и Mirage 2000. Американские бомбы семейства Paveway II с электрооптическим наведением – это опять же 70-е годы прошлого века. В общем – сильно так себе.
За счет чего можно улучшить боевые качества модернизированного «Миража», так это за счет внедрения более современной оптико-электронной системы наведения на большие расстояния TALIOS pod, которая используется на «Рафале». Она заменяет устаревшие модули ATLIS II, PDL CTS и Damocles pods, которые ранее использовались Mirage 2000D. TALIOS также является модулем двойного назначения, который обеспечивает и тактическую разведку, и наведение на цель. Для разведки модуль генерирует цветные изображения высокого разрешения, которые могут передаваться в режиме реального времени по каналу передачи данных Link 16.
Для «Миража» 2000DRMV разработали новый центральный подвесной топливный бак, который размещается на осевой линии самолета и кроме топлива часть подвесного устройства отведена под систему радиоэлектронной разведки (ELINT), что означает, что самолет может выполнять миссии разведывательного характера на больших расстояниях. Ранее «Миражах» использовали более старую модель ASTAC pod, что означало отсутствие центрального топливного бака. Запас топлива плюс комплекс радиоразведки – это полезно.
В дополнение к этому вооружению и снаряжению Mirage 2000DRMV оснащен модернизированной кабиной пилота, с более интуитивно понятной цифровой приборной панелью. Кроме того, пилотам модернизированного «Миража» полагается нашлемный дисплей Thales Scorpion, который уже предоставляется экипажам французских «Рафалей», а также используется на самолетах A-10 и F-16 ВВС США.

Однако другая ключевая авионика, включая радар слежения за местностью Antilope 5, остается той же, что и на самолетах серии Mirage 2000D.
В общем не так уж и щедро за заявленную стоимость программы в 530 миллионов евро, или примерно 590 миллионов долларов, если кому-то интереснее в долларах США.
Конечно, если рассмотреть всю цепочку модификаций самолетов, то все смотрится довольно увесисто. Mirage 2000D стал производной от двухместного всепогодного ударного самолета Mirage 2000N под несение ядерных боеприпасов, но с обычным вооружением. А уже на базе Mirage 2000D путем улучшений и создали Mirage 2000DRMV. Из фактически ядерного бомбардировщика, который не умел пользоваться обычными вооружениями, создали обычный ударный истребитель-бомбардировщик.

Внешне очень похожий на Mirage 2000N, модель D отличалась полностью переработанной кабиной пилота с новыми дисплеями и ручным управлением дроссельной заслонкой (HOTAS). Помимо модулей наведения, Mirage 2000D получил улучшенный набор электронных средств самообороны.
Первоначальное наступательное вооружение Mirage 2000D включало ракету AS30L с лазерным наведением, бомбу с лазерным наведением BGL 1000 (LGB), а также 227-кг GBU-12 американского производства и 908-кг GBU-24 Paveway II LGBs. Mirage 2000D также может нести одну ракету SCALP-EG или APACHE на своем центральном пилоне вместо подвесного бака с топливом.

APACHE, который нес кассетные суббоеприпасы, уже снят с вооружения, а SCALP-EG вполне хорошо показал себя на Украине.
Производство Mirage 2000D продолжалось с 1993 по 2001 год, всего было построено 86 самолетов серии 2000D. Вскоре они стали рабочими лошадками французских ВВС в ходе масштабных операций в Афганистане, в африканском регионе Сахель (операция «Бархан»), в Ираке и Сирии (операция «Чаммаль»).
Получив полноценное боевое испытание, Mirage 2000D подвергся постепенной модернизации до программы DRMV, добавляя новое вооружение, включая двухрежимные бомбы GBU-49 с лазерным/GPS наведением, а также систему передачи/обмена данных Link 16, улучшенный модем для передачи данных и радиостанции с шифрованием.
Программа Mirage 2000DRMV не только откладывалась, но и была сокращена с момента ее первого запуска - с 71 самолета до нынешних 50, которые должны передать Военно-космическим силам Франции. Флот «пролетел» в прямом смысле этого слова.
Первый модернизированный Mirage 2000DRMV был передан Воздушно-космическим силам Франции в начале 2021 года и использовался для оценки возможностей самолета в целом. Сегодня действующий парк Mirage 2000D эксплуатируется с базы Aérienne 133 Нанси-Очей на северо-востоке Франции.
В связи с продолжающимися операциями, особенно на Ближнем Востоке, модернизированные ударные самолеты Mirage 2000DRMV, скорее всего, будут развернуты раньше, чтобы максимально использовать их новые возможности. В ходе развертывания французских истребителей на Ближнем Востоке, нацеленных на боевиков в Ираке и Сирии, самолеты будут заменять базирующиеся на авиабазе H4 в Иордании и на авиабазе Аль-Дафра в Объединенных Арабских Эмиратах самолеты предыдущих версий.
В нынешнем виде Mirage 2000DRMV станет последним из линейки боевых самолетов Mirage, служащих французским воздушно-космическим силам. Mirage 2000N был снят с вооружения в 2018 году, за ним последовала базовая версия Mirage 2000C для ПВО в 2022 году. Сегодня парк улучшенных версий Mirage 2000-5F для ПВО также сокращается, причем отдельные образцы передаются в дар Украине.
Соответствующим образом модернизированный Mirage 2000DRMV теперь будет продолжать эксплуатироваться во Франции до 2035 года. К этому моменту «Рафали» должны быть произведены в таком количестве, чтобы можно было, наконец, отозвать «Мираж» модели D и отправить его на заслуженное место в истории.

Так в чем же проблема?
Проблема в то, что французские авиастроители просто не в состоянии обеспечить выпуск надлежащего количества «Рафалей». То, что с 2005 года, то есть, практически за 20 лет французские авиационные предприятия родили 175 самолетов – уже подвиг, наверное.
А ведь еще есть иностранные покупатели (Индия, Греция, Хорватия, Катар), которые тоже ждут свои заказанные (и – немаловажно – оплаченные) самолеты.

Давайте применим страшную вещь – калькулятор.
Франция (ВКС и ВМС) заказали в несколько заходов 180 самолетов. Получили 95 (ВКС) и 42 (ВМС) самолета соответственно: 137 самолетов.
Индия. Получено 24 из 36 самолетов.
Катар. Получено 23 из 36 самолетов.
Греция. Получено 18 из 24 самолетов.
Хорватия. Поучено 6 из 12 самолетов.
Итого для погашения всех задолженностей надо выпустить 86 самолетов. Выпуск «Рафалей» идет с 2005 года, то есть, 20 лет. Всего было выпущено 175 самолетов, пусть никого не смущает большее количество поставленных самолетов, некоторым странам типа Хорватии достанутся машины б/у. Итак, 175 самолетов за 20 лет – это почти 9 самолетов в год. Таким образом, чтобы выпустить оставшиеся по контрактам 43 самолета для Вооруженных сил Франции, потребуется что-то около 5 лет. А чтобы закрыть все контракты – 10 лет!
И вот вам 2035-й год, до которого должны будут тянуть лямку «Миражи». Арифметика чистейшей воды и никакого мошенничества!
Дотянет ли «Мираж»? А у него нет вариантов! Вопрос в том, насколько он годен для такой миссии, которая, судя по всему, станет последней в его карьере.

Хороший самолет «Мираж»? Да. Был 30 лет назад, по крайней мере
Можно ли на него возлагать боевые задачи в соответствии с текущим моментом? Да. Для того, чтобы гонять вооруженные стрелковым оружием формирования в Сирии и Ираке он более чем хорош. Тот случай, когда «дешево и сердито».
Если вместо ракет «Мираж» увешать топливными баками, то он даже способен относительно неплохо летать в плане дальности. С МиГ-29 не сравнить, но слетать куда-то с боевой нагрузкой может.
Современное вооружение? Извините, не завезли. Единственная более или менее современная ракета MICA – родом из 80-х, создавалась как противовес и конкурент американской AIM-120 AMRAAM, но проигравшая американский ракете все, что можно в плане конкурсов. MICA состоит на вооружении ВВС Франции, Катара, Греции, Тайваня, ОАЭ, в то время как AIM-120 AMRAAM эксплуатируют более 30 стран мира.
В общем, если не смотреть на такого же ветерана (ну на 10 лет старше) Су-24, который сегодня тоже уходит в историю, но как-то очень медленно и со спецэффектами, аналогии не проводятся. Особенно если посмотреть на то, чем вооружен Су-24, а там с действительно современными и высокоточными видами вооружений порядок. Да и сам список того, что может нести Су-24, несколько более предпочтителен.

Некорректное сравнение? Да, согласен. А что делать, если у нас нет ничего, что можно было бы сравнить с этим небольшим самолетом, не способным нести много топлива без ПТБ и много вооружения? Маневренность, как довод? Да, конечно. Это сегодня очень важный аспект, особенно при скоростях и возможностях маневрирования современных ракет.
Если посмотреть на «Мираж» действительно беспристрастно, то мы можем увидеть старый однодвигательный самолет, немного модернизированный, немного довооруженный, который годится на роль ударного самолета в третьесортных конфликтах или… на роль заплатки в прорехах ВКС Франции.

Выпускать же «Мираж 2000» с кучей букв после в современный конфликт более чем сомнительно. Как уже показала практика использования в той же Украине МиГ-29, Су-24, Су-25 и F-16 ранних модификаций, старым самолетам очень сложно быть эффективными в условиях противостояния с современными комплексами ПВО и боевыми самолетами.
Так что старине «Миражу» придется поиграть роль защитника небес Франции, благо, на Францию никто не посягает, как бы там не старались проповедовать иное пустоголовые господа из правительства и их верховный командир.
В принципе ничего такого, есть страны, где до сих пор служат, внушая ужас (не совсем понятно, кому, своим или чужим) такие монстры, как F-4 (Греция, Иран, Турция) и F-5 (Бразилия, Чили, Саудовская Аравия, Тайвань), Су-17 (Польша, Ангола, Вьетнам). Главное – не ввязываться в реальные войны, а играть мускулами можно и на таких ветеранах.

Так что ответ на вопрос почему не стареют и не уходят ветераны прост – им не дают такой возможности. Нехватка денег, нехватка рабочих мощностей, нехватка квалифицированного персонала – и вот вам результат: служба «Миража» продляется, и виноват в этом кто угодно, но не заслуженный ветеран.
Остается только поздравить ВКС Франции с таким пополнением в виде 50 модернизированных Mirage 2000DRMV, которые несомненно усилят боевые возможности ВКС. Это очень важно, особенно сегодня, когда Макрон всерьез собирается отражать российскую агрессию в Европе.
Еще неплохо было бы Mirage III извлечь с помоек. Совсем было бы хорошо. Против российских Су-30СМ2 и Су-35С – лучше не придумать.
Свежие комментарии