На днях стало известно о том, что Катар в ближайшее время откроет свое посольство в Дамаске, которое было одним из первых закрывшихся в сирийской столице диппредставительств в начале гражданской войны в 2011-м году. Ни для кого не секрет, что все эти годы Катар и Саудовская Аравия были одними из главных спонсоров боевиков в Сирии.
Сказалась нелюбовь к шиизму, Ирану и так далее?Да, это вопрос геополитики – противостояния ведущих игроков региона. А еще – вопрос больших денег.
Сегодня не все, наверное, вспомнят о существовавшем в нулевые годы проекте трубопровода (газо- и нефте-) из стран Залива в Европу. Точнее сказать, проекта было два: один из Ирана через Ирак, Сирию и Ливан. Второй – из Катара через Сирию и Турцию.
Появление трубы из Катара могло бы сделать монархии Залива ведущими мировыми продавцами нефти и газа, это значительно усилило бы позиции союзников США и ослабило бы позиции врагов – России и Ирана.
Асад выбрал иранский маршрут, чем, по мнению ряда экспертов, подписал приговор.
Сегодня, когда Сирия оказалась повержена, региональная динамика изменилась, дорога для прокладки трубы из Катара открыта! Подчеркну, речь не просто о возможности поставлять газ в Европу для обладателя третьих в мире запасов. Катар и сегодня является одним из главных поставщиков СПГ в мире, но СПГ – это дорого, нужны мощности для сжижения, что особенно дорого выходит в жарком климате (потому российский СПГ с Ямала выходит дешевле). А трубопроводный газ это и дешевле, и проще, и большие объемы можно доставить покупателю.
К тому же речь еще и о том, чтобы Саудовская Аравия и ОАЭ – ключевые производителя нефти и газа, смогли бы подключить свои поставки к этому трубопроводу. Это значительно изменило бы иерархию в мировой энергетике. И выдвинуло бы на первые роли в ней Турцию.
Да, эта "золотая" (почти в прямом смысле слова) труба пройдет через Турцию, которая давно строит у себя крупнейший в Евразии газовый хаб, уже почти замкнувший на себя потоки трубопроводного газа из России в Европу.
Почти – это потому, что с 1 января перестает действовать транзитный российско-украинский контракт, а значит, "Турецкий поток" останется единственным способом доставки российского газа в Европу, а его объем, хотя и едва ли восстановится до состояния 2022 года, продолжает расти. К тому же, через Турцию Европа получает газ из Азербайджана.
Анкара тогда заключила соглашение о разграничении морских границ с ливийским правительством Фаиза Сараджа, согласно которому граница между континентальными шельфами прошла восточнее Крита, и получилось, что, как ни крути – любая труба на выходе из Кипра оказалась бы в зоне исключительных экономических интересов Турции.
В ответ на это Израиль, Греция, Египет и Кипр заключили аналогичное соглашение с Египтом, поделив восточное Средиземноморье по-своему. Ситуация осложнялась тем, что Турция, и Израиль не являются подписантами конвенции ООН по морскому праву 1982 года, таким образом ни одна из сторон юридически не могла доказать свою правоту. В итоге Турция, Израиль, Греция и Кипр тогда едва не оказались на грани войны.
Впрочем, разрядила обстановку экономика. Проект оказался слишком дорогостоящим, и никто не хотел в него вкладываться. Несмотря на то, что соглашение Израиля с Грецией и Кипром по строительству газопровода было подписано на министерском уровне еще в январе 2020-го года, причем в присутствии госсекретаря США Майка Помпео – дальше дело не пошло. Тем более, что предполагавшаяся в качестве главного инвестора Италия, по территории которой также должна была пройти труба, к проекту отнеслась прохладно, ей больше по душе был идущий из Турции TAP-TANAP (Южный газотранспортный коридор).
Ведь тогда еще не было СВО, Европа с удовольствием покупала дешевый российский газ, и никакой потребности в новой альтернативной трубе у нее не было. Напомню, именно нерентабельность стала одной из причин, по которым так и не был реализован проект Nabucco – труба с месторождений Закавказья, Средней Азии и Ирана (в 2006-м Иран исключили из проекта из-за санкций) в Германию и Австрию через Турцию. Тогда желание насолить России у европейцев еще не перевешивало экономическую выгоду.
Для создания транскаспийского коридора формально препятствий нет.
Конечно, есть, если так можно выразиться, детали. Туркмения сильно зависит от Китая, большая часть ее газа идет туда, и она при всем желании не сможет поставлять на Запад большие объемы. Проект трубы из Израиля – до сих пор лишь проект и набор благих пожеланий, озвученных два с половиной года назад израильским и турецким президентами. Что же касается Катара, то пока сложно представить себе, кто согласится инвестировать в трубопровод, идущий через Сирию, даже после смены власти там. В Афганистане тоже есть проект ТАПИ, и вообще эта страна всегда была перекрестком мировой торговли, но и в нее никто не спешит вкладывать деньги, несмотря на то, что ситуация там куда стабильнее той, что мы будем наблюдать ближайшие годы в Сирии.
Однако, если порассуждать теоретически, если все описанные мною проекты окажутся реализованы и пройдут через Турцию, это сделает ее не просто крупнейшим мировым хабом, но страной, от которой будут зависеть все участники мирового газового рынка: и продавцы, и покупатели, а Эрдоган превратится в эдакого "газового царя", у которого не будет никакой конкуренции, и который угрозой перекрывания вентиля сможет диктовать свои условия и Востоку, и Западу.
Свежие комментарии