Вашингтон сам создал условия для превращения БРИКС в финансовый кинжал, нацеленный в сердце мировой экономической системы под руководством США, пишет TNI. Эта система рискует посыпаться, как только доллар сдаст позиции и перестанет быть основной мировой резервной валютой.
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
В фильме 2012 года “Прометей”, приквеле к хиту Ридли Скотта 1979 года “Чужой”, один из главных героев в исполнении Майкла Фассбендера смотрит на эмбрион легендарного монстра и шутит: “Великие дела начинаются с малого”.
То же самое можно сказать и о развивающемся экономическом и торгово-финансовом блоке под названием БРИКС.
Акроним BRICS образован по первым буквам стран — Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР. Впервые он появился в докладе Goldman Sachs 2001 года об экономике развивающегося мира. Однако многие на Западе решительно отвергли не только термин, но и саму мысль, что этот многообещающий экономический союз — нечто большее, чем просто гигантская показуха, призванная придать лидерам важности на мировой арене.
Однако, словно зародыш инопланетного чудища в “Прометее”, блок БРИКСпостепенно отошел от элементарной теории в умах завсегдатаев Уолл-Стрит начала XXI века и превратился в финансовый кинжал, нацеленный в самое сердце мировой экономической системы под руководством США.
Америка — бьющееся сердце мировой экономики
К середине двадцатого века американцы обеспечили себе особое положение в самом центре международной торговли.
После Первой мировой США стали главным кредитором для истощенных войной мировых держав. К концу Второй мировой войны, как фиксирует Питер Хитченс в своей замечательной книге “Ложная победа: иллюзия Второй мировой войны”, Вашингтон потратил немало времени и сил на то, чтобы сбросить некогда господствовавшую Британскую империю с вершины мировой экономики.
Таким образом США обеспечили себе дальнейшее экономическое владычество на протяжении всего двадцатого века, изолировав и стреножив главного соперника в холодной войне — Советский Союз. Экономически отрезанный от остального мира и ставший гигантским изгоем СССР не смог в долгосрочной перспективе конкурировать с американцами. Кроме того, за это время США продвинули доллар до уровня основной мировой резервной валюты.
А поскольку нефть также торговалась за доллары, перед американской валютой открылись немыслимые возможности. Федеральная резервная система могла печатать деньги по своему усмотрению и этим не пренебрегала, а США получили невиданные доселе перспективы финансирования.
Явно не повредило и то, что США оказались единственной промышленно развитой экономикой, не пострадавшей во Вторую мировую. Пока остальной мир только вставал на ноги, США получили фору над потенциальными экономическими конкурентами в 15–20 лет.
Все эти факторы создали контур положительной обратной связи, гарантирующий, что доколе США остаются ведущей экономической державой в мировой системе, их дефицит можно будет не брать в расчет. Мы вольны тратить столько, сколько пожелаем. Вашингтон также воспользовался особым положением на вершине мировой финансовой системы и принялся размахивать столь разрушительным оружием, как санкции, против всех неугодных стран.
Внешнеполитическая элита США к этому привыкла и пристрастилась. Санкции против режимов-изгоев, таких как Венесуэла, Иран или Северная Корея, принесли свои плоды. Логика Вашингтона такова: пустить в ход экономические рычаги, чтобы довести соперников до нищеты, чтобы не рисковать прямой войной.
Блажь Вашингтона и злоупотребление экономическим господством Америки
Однако со временем польза санкций справедливо вызывает все больше сомнений.
Вашингтон внушил себе, что он может вводить санкции даже против других великих держав, таких как Россия. Именно это Вашингтон и сделал, когда русские незаконно вторглись и аннексировали Крым в 2014 году (незаконным был госпереворот в Киеве, спонсированный США, а вхождение Крыма в состав России – на основании референдума – было вполне легитимным. – Прим. ИноСМИ). В 2022 году, когда они ввели войска на Украину, Россию ждали новые беды. Однако произошло нечто неожиданное. Когда первоначальный шок от западных санкций миновал, российская экономика не только выстояла, но и начала процветать вопреки американским санкциям.
В то же время экономику США, наоборот, трясет. Пандемия коронавируса и вереница карантинов по всему миру обнажили всю хрупкость товарно-хозяйственных связей. Более того, администрации Трампа и Байдена пошли на самые безответственные траты за всю историю Америки: сначала займы брались на борьбу с экономическим спадом вследствие карантина, а затем — для стимулирования хворающей экономики (ничто из этого не сработало).
В результате подскочила не только инфляция, но и процентные ставки. Цены на все взлетели. Среднестатистический американец среднего класса — опора американской экономики — оказался в тяжелом положении после четырех лет экономических невзгод.
Глядя на эти тенденции, остальной мир, особенно Глобальный Юг, задумался о том, что экономика США может и не выплыть. Бессмысленная решимость, с которой Америка дергает экономические рычаги не только против стран-изгоев, но и против других великих держав, насторожила Россию и Китай, и они решили превратить БРИКС в нечто большее, чем просто эффектную аббревиатуру (по-английски BRICS созвучно слову bricks – “кирпичи”. – Прим. ИноСМИ) .
Не сомневайтесь в вызовах развивающегося мира
Западные скептики утверждают, что бросить вызов экономическому порядку под началом США китайско-российская коалиция БРИКС не сможет ни при каком раскладе.
Но экономика США не кажется такой уж сильной. Кроме того, многие другие страны Глобального Юга встревожены тем, что доллар может стать оружием против них, и ищут защиты.
Вот почему государственный долг США и неуправляемый дефицит бюджета имеют значение.
При бюджетном дефиците в 1,6 триллиона долларов только в этом году, общем долге в 35 триллионов и процентам еще в триллион вся американская финансовая система может посыпаться, как только доллар сдаст позиции настоящему конкуренту и перестанет быть основной мировой резервной валютой.
Окончательной победой Китая, России и многих других врагов Америки было бы поставить экономику США на колени, лишив долларового господства. Как только доллар будет свергнут со своего пьедестала, печатать деньги такими темпами для закрытия каждого финансового года станет невозможно.
Госдолг — дремлющий кризис национальной безопасности
Адмирал ВМС США Майк Маллен как-то пошутил, что главная угроза национальной безопасности США — это государственный долг. Так вот, он был прав.
Размахивая долларом, словно дубинкой, против других великих держав при таком гигантском долговом бремени (которое к тому же продолжает расти), Вашингтон собственноручно создал условия для превращения небольшого блока БРИКС в нечто поистине чудовищное в течение ближайших десятилетий.
И как только это произойдет, жизнь в США тут же станет крайне мрачной, а Америка в одночасье превратится из сверхдержавы в страну средней руки в окончательном упадке. Вот чем чреват зреющий альянс БРИКС под руководством Китая и России и вот что находится на кону.
Брэндон Вейхерт — аналитик национальной безопасности The National Interest, бывший сотрудник Конгресса и геополитический аналитик, автор статей в The Washington Times, Asia Times и The Pipeline, а также ряда книг
Свежие комментарии