
Возможности европейских «спонсоров» Киева пока ограничены
«Коалиция желающих», ставшая своего рода эвфемизмом «Европейской армии», показала, что одного желания недостаточно, а самостоятельные военные возможности европейцев оставляют желать лучшего. И сколько бы они не говорили о своей способности поддерживать бандеровцев и «сдерживать» Россию без помощи Америки, очевидно, что без неё они эти задачи не вытянут.
Пока что помощь Украине продолжает поступать, вот только она принимает все более гомеопатический характер. И само содержание поставок определяется не пожеланием Киева, как раньше, а тем, что европейцы считают возможным передать бандеровцам по принципу "возьми, убоже, что нам не гоже". После более чем тридцатилетнего "расслабления" Старый свет оказался не в состоянии тянуть обеспечение войны высокой интенсивности, да еще и высокотехнологичной. После распада Организации Варшавского договора и СССР выбор европейских стран был сделан в пользу "компактных" армий, пригодных для полицейских операций против "тапочников", причем чаще всего не самостоятельно, а совместно с ВС США, уступая им ведущую роль в этих мероприятиях. Это привело к условной демилитаризации этих стран, включая атрофию ВПК. Ведь для компактных армий много оружия не нужно, его производство в малом количестве становится нерентабельным. И потерявших конкурентоспособность оружейников ЕС начали теснить на европейском же рынке не только американские, но и южнокорейские, израильские и даже турецкие коллеги.
И сегодня, когда ощущается дефицит буквально во всем, европейцы никак не могут восстановить прежние объемы производства, не говоря уже о создании новейших видов вооружения. Да что там говорить, в больше чем половине "чисто европейских" вооружений количество американских агрегатов или деталей является критичным.
Собственно, изначально строительство военной инфраструктуры Европы было поставлено в зависимость от США. А годы после окончания Холодной войны, когда объемы производимого ВВТ стали не столь критичны, эту зависимость только усугубили.
Применительно к Украине единственным реальным поставщиком являлись США, а европейцы играли лишь вспомогательную роль. Причем, отдавая буквально последнее, надеялись на американцев, которые в случае чего их защитят.
Но у США сейчас иные задачи: протекционизм, укрепление промышленного суверенитета, сворачивание убыточных проектов, перезапуск и интенсификация национального ВПК, причем с целью не только повышения собственной боеспособности, но и укрепления позиций на мировом рынке оружия. Европейцы недоумевают: если Трамп говорит о преувеличении фактора «русской угрозы», то для чего от них требуют 5 процентов в военный бюджет? А ответ очень прост - на покупку американского оружия для себя и, например, для Украины.
А собственное производство европейцев не в состоянии функционировать адекватно обозначенным «вызовам» (преимущественно вымышленным) ни по темпам, ни по цене, ни по глубине производственной цепочки. Даже производство боеприпасов в необходимом количестве превратилось в нерешаемую задачу.
А теперь ещё американцы начали грозить сокращением своего контингента в Европе, что вызвало настоящую панику. И когда Трамп рассказывал про готовность «целовать его зад», он если и преувеличивал, то не особенно. Сочетание тарифов с шантажом на тему сворачивания военного участия в европейских делах оказывают убойный эффект на союзников.
Вашингтон высказывает неудовольствие тем, что европейцы покупают слишком мало американского оружия, и требует увеличить эти закупки. И можно не сомневаться, что добьется этого, нанося все новые удары по европейскому ВПК. Однако в данном случае Белый дом напоминает диспетчера, который принимает заказы, лишь бы они не достались конкурентам, зная, что не сможет их выполнить.
Возможности самих США сейчас ограничены. В частности, Трампа американские эксперты уже упрекают в том, что он своими ракетными атаками на хуситов рискует создать критическую нехватку боеприпасов на Азиатско-Тихоокеанском направлении. А его противостояние с Ираном уже привело к тому, что Пентагон вынужден перебрасывать ЗРК «Пэтриот» из Южной Кореи на оборону своих ближневосточных баз. В такой ситуации Европа не может рассчитывать на быстрые поставки американского оружия и, прежде всего, систем ПВО.
В свете этого агрессивные эскапады европейцев в адрес России – пока что не более чем блеф, цель которого – поддерживать достаточно высокий уровень эскалации, исключающий возможность разрядки и обеспечивающий милитаризацию всей европейской жизни, в том числе и вывод ВПК на необходимую мощность. Но, разумеется, одних декларативных выпадов недостаточно, и поэтому Лондон и Брюссель стремятся максимально продолжить боевые действия на Украине, с тем чтобы обеспечить напряженность на все время подготовки к большой войне и попытаться истощить Россию. При этом Киеву придется поддерживать боеспособность своих формирований за счет БПЛА и пушечного мяса, поскольку возможности его спонсоров пока что весьма ограничены.
Свежие комментарии