![](https://r3.mt.ru/r29/photoD702/20696629248-0/jpg/bp.jpeg)
Мероприятие с названием «За диалог между цивилизациями и за культуру мира» традиционно проходило на главной политической площадке – во Дворце съездов в Гаване (Куба) с 28 по 31 января 2025 года. В нем приняли участие делегаты из более 95 стран мира. Всего было примерно тысячу человек, половина из которых иностранцы, а другая часть – кубинцы.
Эта конференция проводится раз в два года и приурочена к дню рождения национального кубинского поэта и философа, апостола Революции Хосе Марти (в этом году отмечалась 172-я годовщина).28 января состоялось Торжественное пленарное заседание, посвященное открытию конференции с участием генерального секретаря Коммунистической партии Кубы и президента Республики Куба Мигеля Диаса Канеля, председателя национальной Ассамблеи Эстебана Ласо, премьер-министра страны Мануэля Морреро Крус и других высокопоставленных государственных чиновников, включая главу МИД и министра культуры.
Также на пленарном заседании была представлена лекция «Справедливость как путь к миру и равновесию во всем мире» бразильского теолога и интеллектуала Фреи Бетто. В среду, 29 января, утром и вечером во всех залах Дворца съездов начались рабочие сессии с участием докладчиков из разных стран. Была представлена делегация и из России.
Обсуждались самые разные вопросы: от проблем западного колониализма и расизма до вызовов экологии и наследия революционных мыслителей, среди которых, конечно же был и Фидель Кастро. По сравнению с предыдущей конференцией, на которой также присутствовал автор данной публикации, звучало больше выступлений по теме многополярности. Многие упоминали роль России в построении более справедливого миропорядка и борьбе с неонацизмом. В историческом контексте в связи с 80-летием победы над гитлеровской Германией и ее союзниками подчеркивалась важность международной солидарности с Москвой.
Проведение конференции совпало с двумя решениями Дональда Трампа, которые напрямую затрагивают Остров свободы, но также указывают на более экспансионистский подход нынешней администрации Белого дома. Во-первых, он вернул Кубу в список государств – спонсоров терроризма, откуда ее накануне исключил уходящий президент Джо Байден. Во-вторых, он заявил о том, что военно-морская база США в Гуантанамо – фактически часть незаконно оккупированной территории суверенной Кубы, будет использована как место пребывания мигрантов из стран Латинской Америки.
База в Гуантанамо является одной из самых позорных страниц в политике США, особенно касательно нарушения прав человека. И теперь, похоже, Дональд Трамп хочет усилить недовольство и критику в адрес Вашингтона.
Оба решения вызвали решительное осуждение в регионе. Хотя новая администрация Белого дома пытается заручиться поддержкой своих сателлитов в Центральной и Южной Америке, чему свидетельствует недавное турне нового государственного секретаря Марко Рубио.
На пресс-конференции, проведенной Марко Рубио четвертого февраля 2025 г. у дверей Президентского дома в Сапоте в Коста-Рике, он заявил:» Коста-Рика является надежным союзником в борьбе против Кубы, Венесуэлы и Никарагуа – врагов человечества». Коста-Рика, как ранее Колумбия и Эквадор, стала еще одним местом для усиления военного и разведывательного присутствия США под предлогом предполагаемого сотрудничества по вопросам двусторонней безопасности и борьбы с наркотрафиком.
Показательно, что Коста-Рика не имеет собственной доктрины национальной безопасности или обороны. Это одна из немногих стран мира, где нет вооруженных сил, и в вопросах региональной безопасности Коста-Рика вынуждена полагаться на партнеров. Фактически там нет также и доктрины суверенной и независимой внешней политики. Это позволяет Вашингтону удерживать Коста-Рику в своем влиянии и манипулировать местными политиками, что превратило страну в колонию-сателлит США.
Также речь шла о новых передовых технологических механизмах и «биометрических системах», которые будут установлены в Коста-Рике для сдерживания «массы опасных мигрантов», «наркоторговцев» «и «террористов».
Подобные заявления Марко Рубио сделал и в Доминиканской Республике, правда, еще говорил об энергетических возможностях, помощи Гаити и соседнем Пуэрто-Рико.
В этом возрожденном интересе к региону со стороны США (еще стоит упомянуть скандальные заявления Дональда Трампа о Канаде и Гренландии) явно можно увидеть новую вариацию доктрины Монро, которая еще в начале XIX века утверждала императив гегемонии США в Западном полушарии, а после поправки Теодора Рузвельта в 1904 г. фактически стала основой для военных интервенций и прямого вмешательства «от лица цивилизованного общества».
Но несмотря на усиливающееся давление со стороны США на наших стратегических партнеров в Латинской Америке, а именно так в доктрине внешней политике России обозначены Куба, Венесуэла и Никарагуа, а также продолжающуюся Специальную военную операцию, Россия может использовать данную ситуацию для усиления своего присутствия в подбрюшье у США, если использовать геополитическую терминологию.
Сам треугольник Куба – Венесуэла – Никарагуа представляет достаточно мощную комбинацию, которая при надлежащих инвестициях из России и реализации совместных проектов (включая региональную инфраструктуру и логистику) могла бы привести к изменению баланса сил и быть важным козырем во внешней политике России в Западном полушарии.
Кроме того, в Мексике у власти находится дружественная России партия Морена, которая всегда поддерживала международные права Кубы. Расширение дипломатического присутствия России в Карибском регионе уже давно необходимо. В свое время Куба сумела выстроить там устойчивые дипломатические связи, несмотря на более 60-летние санкции со стороны Вашингтона, и многие государства региона консолидированно поддерживают Республику Куба. В частности, объединение Кариком, куда входят 15 государств, в основном из малых Антильских островов, но также Гайяна, Суринам и Белиз проводят синхронизированную политику по многим вопросам внешней политики, включая голосование в ООН. На кубинском опыте взаимодействия с этим сообществом Россия также могла бы лучше отстаивать свои интересы.
Хотя и в Латинской Америке есть политическая воля к формированию многополярности, новые разнообразные уровни взаимодействия со странами региона явно придали бы этому процессу дополнительный импульс.
Фото автора
Свежие комментарии