На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мировое обозрение

158 подписчиков

Свежие комментарии

  • ВАРЯГ РУС
    Комментарии здравые. Но и наш Президент несколько раз подчёркивал, что информация для образованных,  умеющих думать. ...Путин объясняет а...
  • Владимир Кузнецов
    Зато у них демократия и весь мир с ними. И безвиз можно поехать куда хочешь 😁«Мы жрали снег». ...
  • Владимир Кузнецов
    Лучшее, что он может сделать для человечества, это мучительно сдохнуть.Швейцарская компа...

Боярин Чурила Пленкович, "миллионер" Дюк Степанович и другие "олигархи" Киевской Руси: реальные люди или вымысел древних былин

Земский боярин Чурила Пленкович

Знаете, почему Трою нашёл именно Шлиман? Потому что другие Гомера читали как сказку, а он один поверил, поехал и всё раскопал. Это я к тому, что древнерусским былинам, на которые мы далее будем опираться, тоже можно верить. Народ придумывать прошлое не будет, а то, что было, запомнит. Так вот, в Древней Руси тоже были олигархи. Посмотрим, какую информацию сохранили о них былинные рассказы.

Боярин Чурила Пленкович

Чурила Пленкович, судя по всему, боярином, то есть военным слугой русского князя, не был. Профессор И.Д. Беляев приписывал ему земское происхождение. Иначе говоря, Чурила принадлежал славянской знати, был человеком самостоятельным и однозначно разбогател не на контрактах от киевского Кремля.

Часть своего богатства Чурила получил по наследству. От отца, старого Плена, ему достался город Киевец на Сороге-реке. Чурила был так могущественен, что содержал собственный "ЧОП" из 600 вооружённых молодцов. Когда Владимир I приехал к Чуриле в гости, тот поднёс великому князю в дар шубу, крытую "аксамитом". Жене великого князя, княгине Апраксии, хозяин вручил "камку хрущатую", а Владимировым боярам насовали в карманы кучу золотых монет.

Характеризуя материальные возможности Чурилы Пленковича, сочинитель былины рассказывает, что "у молодцов Чурилы кони одношерстные, узды на них одномедные, кафтанчики на молодцах скурлат сукно, источенками подпоясаны, сапожки на ножках зелен сафьян".

Все эти "крики моды", а особенно потраченные на них деньги, произвели впечатление на Владимира, и, поражённый богатством и удалью Чурилы, князь пригласил его к своему двору, видимо, исходя из мысли, что знатные, дерзкие, да богатые должны "кучковаться" вместе (извиняюсь за тавтологию).

"Миллионер" Дюк Степанович

Богатейший человек Древней Руси - Дюк Степанович - предстаёт перед нами в отдельной былине. Из текста мы узнаём, что Дюк проживает на Волыни в богатой вотчине, которой после смерти отца Дюка управляет его мать Мамелфа Тимофеевна.

Оказавшись в Киеве, Дюк Степанович откровенно удивляется бедности стольного города и хвалится роскошью своей вотчины. На княжеском пиру Дюк критикует вино и калачи у князя и хвастает своими платьями и несчётной казной, словно он Скрудж Макдак.

Князю такое поведение пришлось не по нраву, и он отправил посольство, чтобы забрать имущество Дюка себе. Посольство прибывает на место, начинает осмотр и признает, что, если даже продать вместе Киев и Чернигов, то денег не хватит на одну только бумагу для описи имущества Дюка. Илья Муромец, исполнявший роль княжеского посла, так описывает сложившуюся ситуацию:

"нам из города из Киева везти бумаги на шести возах, да чернил везти на трёх возах, да не описать будет".

Гений международной торговли Соловей Будимирович и черниговский гость Дмитрий

Былинный гость Соловей Будимирович является в Киев в ореоле своего несметного богатства. По словам былины у него был флот из тридцати трёх торговых кораблей без одного, наполненных разными товарами. Была у Соловья Будимировича и собственная дружина "ротников", поклявшихся служить Соловью и на выдавать друг друга.

Прибывши к Киеву (известно, куда на Руси вели все дороги), богатый коммерсант дарит "придверников" и "приворотников" князя Владимира чистым серебром, а самому князю преподносит золотую казну. Княгиня награждается "двуличной камкой узорчатой".

Былина о Иване Годиновиче рассказывает о черниговском госте Дмитрии. Он был настолько богат, что за его дочь Настасью сватались князья, а он им высокомерно отказывал. Если верить былине, то племяннику Владимира I Ивану Годиновичу, явившемуся сватать за себя Настасью Дмитриевну, он сказал:

"у меня срощена собака на моём дворе, отдать за тебя Иванушка Годинович".

Так обращаться с племянником великого князя мог либо сумасшедший, либо настолько могущественный человек, что даже киевские государи ему были не указ.

Вместо заключения

Какая из этого следует мораль? Понятно, что былинные персонажи могут не соответствовать своим реальным прототипам. Но былины чётко фиксируют, что богатство (а, следовательно, и бедность) было на Руси всегда. "Олигархи" появились не вчера и не сегодня исчезнут. А, скорее всего, не исчезнут никогда.

Следовательно, лозунг "Бей буржуев!" в корне не актуален. Надо с ними как-то уживаться. Осталось только придумать, как.

Литература: Сборник Кирши Данилова; Беляев И.Д. Судьба земщины и выборного начала на Руси.

Земский боярин Чурила Пленкович

Знаете, почему Трою нашёл именно Шлиман? Потому что другие Гомера читали как сказку, а он один поверил, поехал и всё раскопал. Это я к тому, что древнерусским былинам, на которые мы далее будем опираться, тоже можно верить. Народ придумывать прошлое не будет, а то, что было, запомнит. Так вот, в Древней Руси тоже были олигархи. Посмотрим, какую информацию сохранили о них былинные рассказы.

Боярин Чурила Пленкович

Чурила Пленкович, судя по всему, боярином, то есть военным слугой русского князя, не был. Профессор И.Д. Беляев приписывал ему земское происхождение. Иначе говоря, Чурила принадлежал славянской знати, был человеком самостоятельным и однозначно разбогател не на контрактах от киевского Кремля.

Часть своего богатства Чурила получил по наследству. От отца, старого Плена, ему достался город Киевец на Сороге-реке. Чурила был так могущественен, что содержал собственный "ЧОП" из 600 вооружённых молодцов. Когда Владимир I приехал к Чуриле в гости, тот поднёс великому князю в дар шубу, крытую "аксамитом". Жене великого князя, княгине Апраксии, хозяин вручил "камку хрущатую", а Владимировым боярам насовали в карманы кучу золотых монет.

Характеризуя материальные возможности Чурилы Пленковича, сочинитель былины рассказывает, что "у молодцов Чурилы кони одношерстные, узды на них одномедные, кафтанчики на молодцах скурлат сукно, источенками подпоясаны, сапожки на ножках зелен сафьян".

Все эти "крики моды", а особенно потраченные на них деньги, произвели впечатление на Владимира, и, поражённый богатством и удалью Чурилы, князь пригласил его к своему двору, видимо, исходя из мысли, что знатные, дерзкие, да богатые должны "кучковаться" вместе (извиняюсь за тавтологию).

"Миллионер" Дюк Степанович

Богатейший человек Древней Руси - Дюк Степанович - предстаёт перед нами в отдельной былине. Из текста мы узнаём, что Дюк проживает на Волыни в богатой вотчине, которой после смерти отца Дюка управляет его мать Мамелфа Тимофеевна.

Оказавшись в Киеве, Дюк Степанович откровенно удивляется бедности стольного города и хвалится роскошью своей вотчины. На княжеском пиру Дюк критикует вино и калачи у князя и хвастает своими платьями и несчётной казной, словно он Скрудж Макдак.

Князю такое поведение пришлось не по нраву, и он отправил посольство, чтобы забрать имущество Дюка себе. Посольство прибывает на место, начинает осмотр и признает, что, если даже продать вместе Киев и Чернигов, то денег не хватит на одну только бумагу для описи имущества Дюка. Илья Муромец, исполнявший роль княжеского посла, так описывает сложившуюся ситуацию:

"нам из города из Киева везти бумаги на шести возах, да чернил везти на трёх возах, да не описать будет".

Гений международной торговли Соловей Будимирович и черниговский гость Дмитрий

Былинный гость Соловей Будимирович является в Киев в ореоле своего несметного богатства. По словам былины у него был флот из тридцати трёх торговых кораблей без одного, наполненных разными товарами. Была у Соловья Будимировича и собственная дружина "ротников", поклявшихся служить Соловью и на выдавать друг друга.

Прибывши к Киеву (известно, куда на Руси вели все дороги), богатый коммерсант дарит "придверников" и "приворотников" князя Владимира чистым серебром, а самому князю преподносит золотую казну. Княгиня награждается "двуличной камкой узорчатой".

Былина о Иване Годиновиче рассказывает о черниговском госте Дмитрии. Он был настолько богат, что за его дочь Настасью сватались князья, а он им высокомерно отказывал. Если верить былине, то племяннику Владимира I Ивану Годиновичу, явившемуся сватать за себя Настасью Дмитриевну, он сказал:

"у меня срощена собака на моём дворе, отдать за тебя Иванушка Годинович".

Так обращаться с племянником великого князя мог либо сумасшедший, либо настолько могущественный человек, что даже киевские государи ему были не указ.

Вместо заключения

Какая из этого следует мораль? Понятно, что былинные персонажи могут не соответствовать своим реальным прототипам. Но былины чётко фиксируют, что богатство (а, следовательно, и бедность) было на Руси всегда. "Олигархи" появились не вчера и не сегодня исчезнут. А, скорее всего, не исчезнут никогда.

Следовательно, лозунг "Бей буржуев!" в корне не актуален. Надо с ними как-то уживаться. Осталось только придумать, как.

Литература: Сборник Кирши Данилова; Беляев И.Д. Судьба земщины и выборного начала на Руси.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх