На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мировое обозрение

175 подписчиков

Свежие комментарии

  • Владимир Алтайцев
    🤮🤮🤮🤮🤮🤮🤮🤮🤮🤮🤮🤮🤮🤮🤮🤮🤮🤮🤮🤮🤮🤮🤮😔😔😔Был ли Пригожин е...
  • Владимир Алтайцев
    Xnj,  nt,t? uyblt? clj[yenm d  cnhfiys[ vextybz['/Чтоб  тебе, писаке, сдохнуть в страшных мучениях, как собаке в кана...Был ли Пригожин е...
  • Галина Соколова
    О чем предупредил!?что за идиот печатает такие статьи!?СРОЧНО - Президен...

Ученые подтвердили: соцсети ухудшают память и концентрацию у подростков. Но в чем взаимосвязь?

Проблема отцов и детей стара как мир. С одной стороны, взрослые уверены, что долгое сидение в соцсетях вредит детям. С другой — сами подростки, для которых такая жизнь стала даже не нормой, а неотъемлемой частью реальности. Давайте оставим споры и посмотрим на факты.

В журнале JAMA появилось исследование, которое дает конкретные цифры.

Ученые выяснили, как привычка сидеть в соцсетях в юном возрасте сказывается на работе мозга через несколько лет.

Соцсети интереснее, чем уроки. Иллюстрация
Автор: ИИ Copilot Designer//DALL·E 3
Как проходило изучение?

Ученые взяли сведения из большого проекта ABCD, где много лет наблюдают за развитием мозга у подростков. Они изучили данные по более чем 6500 детям, начиная с 9-10 лет.

Главное в их подходе — они смотрели не на разовые цифры, а на то, как менялось время в соцсетях по мере взросления. Детей разделили на три понятные группы:

  1. Группа почти без соцсетей (57,6%). Самая большая часть детей, они или совсем не заходили в соцсети, или делали это очень редко.
  2. Группа с растущим потреблением (36,6%). Эти дети постепенно увеличивали время в сети, доходя до 1,3 часа в день к 13 годам.
  3. Группа с быстрым ростом (5,8%). Маленькая группа, где время в соцсетях быстро росло и превышало 3 часа в день.

Через два года после начала наблюдений все дети выполнили задания для проверки когнитивных способностей. Не классические школьные контрольные, а тесты на основные навыки: запоминать картинки, понимать слова, быстро находить информацию. После чего ученые сопоставили итоги тестов у детей из трех групп.

Разберем итоги

Результаты получились довольно наглядными. За основу взяли группу детей не пользующихся соцсетями. Выяснилось, что две другие группы, которые проводили время в сети, показали более низкие итоги по нескольким важным показателям.

Даже подростки из группы с растущим потреблением хуже справились с тестами. Например, их баллы в заданиях на запоминание картинок и на знание слов были в среднем на 2 пункта ниже.

У группы с быстрым ростом ситуация была еще серьезнее. Их отставание в тесте на память составило 4,5 пункта, а в тесте на знание слов — почти 4 пункта. Также ухудшились показатели в чтении и общий балл за все тесты.

При этом ухудшение затронуло не все способности. Например, на скорость реакции или на внимание соцсети заметного эффекта не оказали. Похоже, страдали определенные когнитивные навыки.

Нижняя синяя линия — «Группа без соцсетей» (57,6%). Это самая большая группа, больше половины всех участников. Как видно, эта линия практически лежит на нуле. Эти дети с 9 до 13 лет почти не пользовались социальными сетями. Именно их результаты в тестах были взяты за точку отсчета, с которой сравнивали всех остальных. Средняя оранжевая линия — «Группа умеренного роста» (36,6%). Эта группа тоже очень большая. Их погружение в соцсети было плавным и постепенным. Они начинали с малого, и к 13 годам их ежедневное время в сети достигло примерно 1,3 часа. Это та самая «умеренная» модель, которую многие считают нормой. Верхняя темная линия — «Группа стремительного роста» (5,8%). Это самая малочисленная, но и самая показательная группа. У этих детей в возрасте 10-11 лет происходит резкий скачок. Их время в соцсетях буквально взлетает, достигая пика почти в 4 часа в день к 12-13 годам. Цитирование: Nagata JM, Wong JH, Kim KE, et al. Social Media Use Trajectories and Cognitive Performance in Adolescents. JAMA. Published online October 13, 2025. doi:10.1001/jama.2025.16613
Автор: Nagata JM, Wong JH, Kim KE, et al. Источник: jamanetwork.com
Почему так получается?

Ученые предлагают простое объяснение, основанное на идее замещения. В сутках всего 24 часа. Каждый час, который подросток тратит на ленту новостей, он отнимает у чего-то другого. У чтения, уроков или живого общения, где нужно думать над словами.

Эта идея хорошо показывает, почему снизились результаты именно в тестах на знание языка и память. Запас слов и навык чтения требуют практики. Если вместо этого смотреть короткие ролики, мозг не получает нужную нагрузку.

Выводы показывают, что даже небольшое увеличение времени в соцсетях — всего около часа в день — уже связано с видимым падением результатов в тестах. Так что проблема касается не только тех, кто сидит в телефоне сутками.

Таблица — главное численное доказательство исследования. Сосредоточьтесь на ее нижней части — Difference in mean (Разница в средних значениях). Она показывает, насколько баллы пользователей соцсетей ниже по сравнению с контрольной группой, которая в сети почти не сидела (Reference). Отрицательные числа — это и есть снижение результатов. Например, в тесте на память (Picture sequence memory) умеренные пользователи отстают на 2 пункта, а активные — уже на 4,5 пункта. В тесте на словарный запас (Picture vocabulary) разница составляет 2 и почти 4 пункта соответственно. Столбец P value подтверждает, что эти различия статистически значимы (значения Автор: Nagata JM, Wong JH, Kim KE, et al. Источник: jamanetwork.com

Всё, запрещаем соцсети?

Ну, тут нужно уточнить: это исследование показывает связь, но не доказывает, что одно является прямой причиной другого. Могут быть и другие факторы, которые влияют на ситуацию.

И все же, размер группы участников, учет многих деталей (вроде дохода семьи) и четкая закономерность «чем больше соцсетей, тем хуже результат» придают этим выводам весомости.

Работа — не призыв к запретам, а информация к размышлению. Ранний подростковый возраст — важный период взрослений, в который происходит активное формирование мозга. Так что, разговор надо вести не о том, быть или не быть подросткам в сети, а о том, сколько времени это должно занимать каждый день, и какой контент они при этом потребляют.

Ссылка на первоисточник
наверх