На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мировое обозрение

173 подписчика

Свежие комментарии

  • Владимир Алтайцев
    🤮🤮🤮🤮🤮🤮🤮🤮🤮🤮🤮🤮🤮🤮🤮🤮🤮🤮🤮🤮🤮🤮🤮😔😔😔Был ли Пригожин е...
  • Владимир Алтайцев
    Xnj,  nt,t? uyblt? clj[yenm d  cnhfiys[ vextybz['/Чтоб  тебе, писаке, сдохнуть в страшных мучениях, как собаке в кана...Был ли Пригожин е...
  • Галина Соколова
    О чем предупредил!?что за идиот печатает такие статьи!?СРОЧНО - Президен...

От БР-1 до «Прорыва»: как советские физики фактически заставили энергию воспроизводить саму себя

Советские физики-ядерщики во время разработки первого в стране опытного реактора на быстрых нейтронах БР-1

Представьте, что один мотор потребляет бензин, а его выхлопные газы становятся топливом для другого мотора, который в виде побочного продукта снова выделяет бензин. Соединяем оба агрегата и, с поправкой на теплопотери, получаем фактически вечный двигатель. Такой принцип 70 лет назад советские ученые реализовали в ядерном реакторе на быстрых нейтронах, дав ему название БР-1.

Идеальная «связка»

В атомном реакторе ядра урана распадаются и выделяют энергию. При этом образуются быстрые нейтроны, которые сталкиваются с другими ядрами урана и вызывают их деление. Так возникает цепная реакция, которая меньше чем за секунду провоцирует ядерный взрыв. Чтобы безопасно ей управлять, нейтроны замедляют, например с помощью воды.

В быстром атомном реакторе не используют замедлитель, поэтому выделяемая энергия в миллионы раз выше. Такие установки производят тепло и электричество, а также преобразуют отработанное ядерное топливо. Например, превращают уран-238 — которого в земных недрах очень много, но он не способен поддерживать цепную реакцию — в намного более активный плутоний-239. Последний пригоден и для обычных реакторов, и для быстрых. Если выстроить систему из этих двух типов установок, получится идеальная связка: быстрые будут использовать отработанное топливо обычных и превращать его в плутоний — вторичное сырье. При таком подходе топлива для ядерных установок хватит надолго: в теории его можно воспроизводить бесконечно.

«Никакой информации поначалу не было»

Первый быстрый реактор создали в Америке в 1946 году для получения плутония и использования его в военных целях.

После запуска этого реактора ученые и политики поддерживали идею мирного использования этой разработки.

Третий энергоблок Белоярской атомной электростанции
Третий энергоблок Белоярской атомной электростанции. Фото strana-rosatom.ru

В СССР изучение быстрых нейтронов началось практически одновременно с запуском государственной программы по освоению атомной энергии. После 1946 года исследования пришлось отложить: ученые направили все силы на разработку ядерного оружия.

К идее создания быстрого реактора вернулись в 1950 году. Проект возглавил Александр Лейпунский, физик-экспериментатор и директор Института физики Академии наук Украинской ССР. На первом этапе он стремился доказать саму возможность разработки такого устройства.

Никакой информации, по «любым каналам», о возможных формах конструкционного осуществления реакторов на быстрых нейтронах в это время в СССР не было. Отечественные конструкторы и ряд физиков не только не имели идей по созданию быстрых реакторов, но и крайне негативно относились к реализуемости таких систем.

Эдвин Стумбур, советский и российский физик

Эдвин Стумбур

Советский и российский физик

Исследованиями занималась Лаборатория «В», у которой, в отличие от других научных институтов, не было доступа к заграничным разведданным. Работа шла медленно, практически все приходилось делать с нуля: от фундаментальных расчетов до выбора материалов.

Маленькая мощность, огромное значение

В 1955 году Лаборатория «В» запустила первый в стране опытный реактор на быстрых нейтронах БР-1. Ученые создали его для проверки гипотез, а не выработки энергии, поэтому он был устроен сравнительно просто. Например, активной зоной, в которой находилось топливо, стала трубка диаметром 13 сантиметров. В современных конструкциях диаметр этой области — от 3 до 12 метров. Внутрь трубки физики поместили плутониевые стержни в оболочке из нержавеющей стали. В то время почти все запасы плутония шли на производство оружия, однако глава Минсредмаша выделил 12 килограммов вещества на эксперименты. Мощность первого быстрого реактора — 50 ватт: примерно столько потребляет лампа накаливания.

Первый в стране опытный реактор на быстрых нейтронах БР-1
Первый в стране опытный реактор на быстрых нейтронах БР-1. Фото strana-rosatom.ru

В отличие от американского варианта реактора на быстрых нейтронах, в БР-1 не было теплоносителя — вещества, которое передает тепло из активной зоны далее по системе. Он появился лишь в 1956 году в установке БР-2.

Благодаря БР-1 советские физики провели ряд фундаментальных исследований и доказали, что создать полноценную установку не только возможно, но и необходимо. Эксперимент дал начало изобретению более сложных и мощных реакторов. Уже в 1980-х ученые перешли от лабораторных конструкций к промышленным. Они запустили первый в стране энергоблок на быстрых нейтронах БН-600 на Белоярской АЭС мощностью 600 мегаватт.

«Прорыв» в будущее

На Белоярской АЭС работают единственные в мире энергетические реакторы на быстрых нейтронах промышленной мощности: БН-600 и БН-80. Последний установлен в 2015 году. В 2033 году к ним присоединится первый коммерческий энергоблок БН-1200. Сейчас «Росатом» оценивает технические возможности и окупаемость проекта.

Белоярская атомная электростанция им. И. В. Курчатова
Белоярская атомная электростанция им. И. В. Курчатова. Фото «Росэнергоатома»

В городе Северск по программе «Прорыв» строят опытный энергокомплекс с быстрым реактором БРЕСТ-ОД-300. Его мощность — 300 мегаватт, теплоносителем выступает жидкий свинец. Устройство будет само обеспечивать

Ссылка на первоисточник
наверх