Россия дарила земли Украине? У автора иное мнение. Ссылаясь на исторические и литературные источники, он рассказывает об "истинно украинских землях", вошедших в состав России. По логике автора, получается, что часть юга нашей страны — украинская. Малороссии виднее.
Продолжение. Начало читайте здесь.
Когда же большую часть этой губернии в 1926 году отдали Белоруссии, Стародубщина досталась российской Брянской губернии.
Советской Украине отдали лишь небольшую часть края — Семеновскую волость. Такое административное положение Стародубщины явилось одним из главных факторов ее русификации.Случайно ли российские большевики, продолжившие имперскую политику царской России, забрали у украинцев Стародубщину? В истории ничего просто так не бывает. По крайней мере, этим шагом они отрезали от Украины земли, сыгравшие важную роль в формировании украинского национального сознания.
СЛОБОЖАНЩИНА — ПРИСВОЕННАЯ РОССИЯНАМИ УКРАИНСКАЯ ЗЕМЛЯ
Еще одним регионом, который сейчас находится в составе России, но так же, как и Стародубщина, сыграл заметную роль в новом украинском нациогенезе, является Восточная Слобожанщина. Также эти территории известны под другими названиями. К примеру, под названием Острогощины — от названия Острожского казацкого полка. Сейчас эти земли находятся в составе четырех областей Российской Федерации — Курской, Белгородской, Воронежской и Ростовской.
Во времена Руси эти территории входили в основном в состав Курского княжества, которое фактически перестало существовать после татарского нашествия Батыя. В целом это нашествие середины XIII в. стало тяжелым ударом для этого региона. Здесь появилось Рыльское удельное княжество, граничившее со степью и подчиняющееся золотоордынским ханам. Проживало здесь славянское население, близкое к славянскому населению других украинских земель. Позже, после распада Золотой Орды, эти земли унаследовала Московия как часть этой бывшей империи кочевников. И все же эти земли были слабо заселены.
Во второй половине XVII в. они становятся местом активной миграции украинцев. Это было связано с восстанием под руководством Богдана Хмельницкого и последующей Руиной. Под влиянием военного лихолетья многие украинцы, в частности из Правобережной Украины, покидали свои дома и переселялись на восток, в т. ч. и на Восточную Слобожанщину, где сохранялась относительно стабильная ситуация. На этих территориях сформировалось несколько казацких полков — Острогожский, Сумский, Ахтырский.
Самый восточный из них был Острогожский, состоявший из семи сотен. Основали его казаки Черниговского и Нежинского полков в 1652 году. Полковым центром стал город Острогожск (другое название — Рыбное). Сейчас Острогожск находится в составе Воронежской области. Первым главой этого полка стал Иван Дзыковский.
В 1670 г. в Московском царстве разразилось казацкое восстание под предводительством Степана Разина (Рази). Последний, насколько можно судить, по линии отца был украинцем. По крайней мере, родился в украинской станице Зимовийской на Дону. Поэтому по-своему закономерно, что Разин нашел существенную поддержку среди украинских казаков. На его стороне выступил и Острогожский полк, возглавляемый упоминавшимся полковником Дзыковским. Московские власти на Восточной Слобожанщине были на время ликвидированы. Однако восстание было подавлено. А мятежный полковник Дзыковский с женой Евдокией и большинством повстанцев попали в плен и были казнены. В последующие годы полковниками были люди, лояльные к московской власти: Герасим Корибут (1671-1680), Иван Сас (1680-1693) и другие.
В XVIII веке полк возглавляли выходцы из рода Тевяшовых, о которых еще будет идти речь. В то время полк был довольно значительным и делился на четырнадцать сотен. Однако после ликвидации российским правительством казацкого самоуправления на Слобожанщине в 1765 г. полк расформировали. На его базе был создан Острогожский гусарский полк.
Что касается Ахтырского казацкого полка, то он сформировался преимущественно выходцами из Правобережной Украины в 1655-1658 годах с центром в городе Ахтырка (сейчас входит в состав Сумской области). Он охватывал территорию как нынешних украинских областей (Сумской, Харьковской и Полтавской), так и находящейся сейчас в составе Российской Федерации Белгородской области. Эта военная формация также просуществовала до ликвидации полкового устройства на Слобожанщине в 1765 г. А на его базе так же был создан гусарский полк.
Сумской полк начал формироваться в 1651 г. выходцами из Правобережной Украины во главе с полковником Герасимом Кондратьевым. Они и основали город Сумы. Полк оформился в конце 1658 г. Охватывал он преимущественно территории, которые сейчас входят в состав Украины. И все же частично его земли распространялись и на территорию современной России. В его состав входил полковой город Суджа. Сейчас это районный центр Курской области. Сумской полк, как и другие слободские казачьи полки, был ликвидирован и превращен в гусарский полк в 1765 г.
Основная часть населения Восточной Слобожанщины осознавала себя казаками-украинцами. Разумеется, они разговаривали на украинском языке, имели свою бытовую культуру, заметно отличавшую их от россиян.
В Восточной Слобожанщине часто бывал известный украинский философ Григорий Сковорода (1722-1794). Его приятелями были белгородский епископ Иоасаф Миткевич, а также архимандрит Белгородского монастыря Гервасий Якубович. Знал Сковорода и представителей местной светской элиты. Последнему полковнику Острогожского полка Степану Тевяшову он посвятил трактат «Икона Алкивиадская» и перевод диалога Цицерона «О старости». Его сыну Владимиру Тевяшову также посвятил некоторые свои произведения. В частности, трактаты «Кольцо» и «Алфавит, или букварь мира». Следует отметить, что указанные произведения занимают значимое место в философском наследии мыслителя. То есть можем говорить, что Восточная Слобожанщина стала важным местом деятельности зрелого Сковороды.
Бывал на Восточной Слобожанщине и российский поэт-декабрист Кондратий Рылеев (1795-1826). Он женился на Наталье Тевяшовой, которая происходила из семьи острогожских полковников. Пребывание поэта на этой территории «заразило» его Украиной. Ряд его произведений написаны на украинскую тематику. Он с сочувствием и уважением относился к освободительной борьбе украинского народа.
Восточная Слобожанщина дала нам ряд выдающихся деятелей украинской культуры. Прежде всего здесь следует назвать Николая Костомарова (1817-1885). Родился он в селе Юрасовка Острогожского уезда тогдашней Воронежской губернии. Прежде всего известен он как историк, посвятивший немало трудов прошлому Украины. Костомаров принадлежал к организаторам и активным деятелям Кирилло-Мефодиевского братства — фактически первой украинской организации политического характера. Именно у него был найден своеобразный манифест братчиков «Книга битія українського народу».
Также из Восточной Слобожанщины происходил известный актер Михаил Щепкин (1788-1863). Родился он в деревне Красное Обоянского уезда Курского наместничества. В первую очередь его представляют как актера российского. Однако он был осознан в своем украинстве. Не зря Щепкин стал другом Тараса Шевченко. Также он исполнял роли в украинских спектаклях.
Дала Восточная Слобожанщина и два заметных представителя украинского «расстрелянного возрождения» — Костя Буревия (1888-1934) и Евгена Плужника (1898-1934). Первый родился в селе Большая Меженка Острогожского уезда Воронежской губернии. Известен он как поэт, драматург, а также театральный и литературный критик, переводчик. Что касается Плужника, то это один из самых интересных поэтов расстрелянного возрождения. Также известен он как драматург и переводчик. По происхождению Плужник из слободы Кантемировка Богучанского уезда Воронежской губернии.
Можно назвать еще ряд имен украинских деятелей, родившихся в Восточной Слобожанщине. Но среди них следует выделить Никиту Хрущева (1894-1971). Происходил он из села Калиновка Дмитровского уезда Курской губернии. Конечно, не следует однозначно оценивать этого деятеля. Но все же надо отдать ему должное: именно он сыграл немаловажную роль в демонтаже репрессивной системы, которую создал Иосиф Сталин. Следует также отметить, что Хрущев все же демонстрировал свое украинство. В частности, носил сорочку-вышиванку. Можно в этом видеть некую «театральщину». Но, похоже, ее здесь было не больше, чем у наших некоторых политиков, которые сейчас любят позировать в таких украинских национальных одеждах.
Если бы украинцы во время освободительной борьбы 1917-1917 г. сумели бы сформировать свое полноценное государство и сохранить его, Восточная Слобожанщина вполне могла бы войти в его состав.
Так, в Украинскую Народную Республику вошел ряд уездов Курской губернии — Путивльский, Гайворонский, Новооскольский. То же самое касается некоторых уездов губернии Воронежской — Острогожского, Бирюцкого, Валуйского и Богучарского.
При гетмане Павле Скоропадском, кроме названных уездов Восточной Слобожанщины, к Украинскому Государству были приобщены еще такие уезды Курской губернии: Рыльский, Суджанский, Белгородский и Корочанский. Практически вся Восточная Слобожанщина оказалась в составе этого государственного образования. В то время большевики так и не смогли распространить свою власть на эти земли.
Однако падение гетмана Скоропадского, приход к власти социалистической Директории привели к разрушению украинской государственности. И Восточную Слобожанщину захватили большевики. Отдавать же большую часть этих территорий созданной ими марионеточной Украинской Социалистической Советской Республике они не захотели.
В 1926 г. в Советском Союзе во время проведения переписи населения оказалось, что в ряде районов Российской Федерации, принадлежавших к Восточной Слобожанщине, доминировало или значительную долю составляло украинское население. Это — Глушковский и Суджанский районы Курской области; Красноярский, Гайворонский, Борисовский, Волоконовский, Чернянский, Красногвардейский, Алексеевский, Вейделевский, Роверский районы, а также восточная часть Шебекинского и западная часть Новооскольского районов Белгородской области; Кантемировский, Богучарский, Россошанский, Ольховский, Подгоренский, Каменский, Павловский, Петропавловский, Калачаевский, Воробьевский, Батурлиновский районы, а также южные части Острогожского, Лискинского и Новохоперского районов Воронежской области; Чертковский, Кашарский, Миллеровский, Тарасовский и частично Милютинский районы Ростовской области.
Во второй половине 20-х — начале 30-х годов ХХ в. в Советском Союзе проводилась политика коренизации. Поэтому большинство из названных районов Восточной Слобожанщины получили статус национальных, и здесь проводилась в культурной сфере определенная украинизация. Однако в 30-х годах это было свернуто. Началась активная русификация этих земель. Со временем многие украинцы Восточной Слобожанщины «становились россиянами». Поэтому процент украинского населения в этом регионе во время переписей постоянно уменьшался. Хотя все же люди, идентифицирующие себя украинцами, здесь остаются. Так, по переписи 1989 г., в Ровенском районе Белгородской области проживало 74,6 процента украинцев.
После распада Советского Союза в Восточной Слобожанщине были определенные попытки возродить украинскую жизнь. В городе Россоши (районный центр Воронежской области) с 2001 г. в течение десятилетия проводились фестивали украинской культуры.
Однако в нынешних условиях российское руководство не приветствует проявления украинства в своем государстве. Относительно украинских институций здесь осуществляются постоянные притеснения. Поэтому, очевидно, проявления украинской жизни в Восточной Слобожанщине, как и в других украинских регионах Российской Федерации, «заглушены».
Россия дарила земли Украине? У автора иное мнение. Ссылаясь на исторические и литературные источники, он рассказывает об "истинно украинских землях", вошедших в состав России. По логике автора, получается, что часть юга нашей страны — украинская. Малороссии виднее.
Продолжение. Начало читайте здесь.
Когда же большую часть этой губернии в 1926 году отдали Белоруссии, Стародубщина досталась российской Брянской губернии. Советской Украине отдали лишь небольшую часть края — Семеновскую волость. Такое административное положение Стародубщины явилось одним из главных факторов ее русификации.
Случайно ли российские большевики, продолжившие имперскую политику царской России, забрали у украинцев Стародубщину? В истории ничего просто так не бывает. По крайней мере, этим шагом они отрезали от Украины земли, сыгравшие важную роль в формировании украинского национального сознания.
СЛОБОЖАНЩИНА — ПРИСВОЕННАЯ РОССИЯНАМИ УКРАИНСКАЯ ЗЕМЛЯ
Еще одним регионом, который сейчас находится в составе России, но так же, как и Стародубщина, сыграл заметную роль в новом украинском нациогенезе, является Восточная Слобожанщина. Также эти территории известны под другими названиями. К примеру, под названием Острогощины — от названия Острожского казацкого полка. Сейчас эти земли находятся в составе четырех областей Российской Федерации — Курской, Белгородской, Воронежской и Ростовской.
Во времена Руси эти территории входили в основном в состав Курского княжества, которое фактически перестало существовать после татарского нашествия Батыя. В целом это нашествие середины XIII в. стало тяжелым ударом для этого региона. Здесь появилось Рыльское удельное княжество, граничившее со степью и подчиняющееся золотоордынским ханам. Проживало здесь славянское население, близкое к славянскому населению других украинских земель. Позже, после распада Золотой Орды, эти земли унаследовала Московия как часть этой бывшей империи кочевников. И все же эти земли были слабо заселены.
Во второй половине XVII в. они становятся местом активной миграции украинцев. Это было связано с восстанием под руководством Богдана Хмельницкого и последующей Руиной. Под влиянием военного лихолетья многие украинцы, в частности из Правобережной Украины, покидали свои дома и переселялись на восток, в т. ч. и на Восточную Слобожанщину, где сохранялась относительно стабильная ситуация. На этих территориях сформировалось несколько казацких полков — Острогожский, Сумский, Ахтырский.
Самый восточный из них был Острогожский, состоявший из семи сотен. Основали его казаки Черниговского и Нежинского полков в 1652 году. Полковым центром стал город Острогожск (другое название — Рыбное). Сейчас Острогожск находится в составе Воронежской области. Первым главой этого полка стал Иван Дзыковский.
В 1670 г. в Московском царстве разразилось казацкое восстание под предводительством Степана Разина (Рази). Последний, насколько можно судить, по линии отца был украинцем. По крайней мере, родился в украинской станице Зимовийской на Дону. Поэтому по-своему закономерно, что Разин нашел существенную поддержку среди украинских казаков. На его стороне выступил и Острогожский полк, возглавляемый упоминавшимся полковником Дзыковским. Московские власти на Восточной Слобожанщине были на время ликвидированы. Однако восстание было подавлено. А мятежный полковник Дзыковский с женой Евдокией и большинством повстанцев попали в плен и были казнены. В последующие годы полковниками были люди, лояльные к московской власти: Герасим Корибут (1671-1680), Иван Сас (1680-1693) и другие.
В XVIII веке полк возглавляли выходцы из рода Тевяшовых, о которых еще будет идти речь. В то время полк был довольно значительным и делился на четырнадцать сотен. Однако после ликвидации российским правительством казацкого самоуправления на Слобожанщине в 1765 г. полк расформировали. На его базе был создан Острогожский гусарский полк.
Что касается Ахтырского казацкого полка, то он сформировался преимущественно выходцами из Правобережной Украины в 1655-1658 годах с центром в городе Ахтырка (сейчас входит в состав Сумской области). Он охватывал территорию как нынешних украинских областей (Сумской, Харьковской и Полтавской), так и находящейся сейчас в составе Российской Федерации Белгородской области. Эта военная формация также просуществовала до ликвидации полкового устройства на Слобожанщине в 1765 г. А на его базе так же был создан гусарский полк.
Сумской полк начал формироваться в 1651 г. выходцами из Правобережной Украины во главе с полковником Герасимом Кондратьевым. Они и основали город Сумы. Полк оформился в конце 1658 г. Охватывал он преимущественно территории, которые сейчас входят в состав Украины. И все же частично его земли распространялись и на территорию современной России. В его состав входил полковой город Суджа. Сейчас это районный центр Курской области. Сумской полк, как и другие слободские казачьи полки, был ликвидирован и превращен в гусарский полк в 1765 г.
Основная часть населения Восточной Слобожанщины осознавала себя казаками-украинцами. Разумеется, они разговаривали на украинском языке, имели свою бытовую культуру, заметно отличавшую их от россиян.
В Восточной Слобожанщине часто бывал известный украинский философ Григорий Сковорода (1722-1794). Его приятелями были белгородский епископ Иоасаф Миткевич, а также архимандрит Белгородского монастыря Гервасий Якубович. Знал Сковорода и представителей местной светской элиты. Последнему полковнику Острогожского полка Степану Тевяшову он посвятил трактат «Икона Алкивиадская» и перевод диалога Цицерона «О старости». Его сыну Владимиру Тевяшову также посвятил некоторые свои произведения. В частности, трактаты «Кольцо» и «Алфавит, или букварь мира». Следует отметить, что указанные произведения занимают значимое место в философском наследии мыслителя. То есть можем говорить, что Восточная Слобожанщина стала важным местом деятельности зрелого Сковороды.
Бывал на Восточной Слобожанщине и российский поэт-декабрист Кондратий Рылеев (1795-1826). Он женился на Наталье Тевяшовой, которая происходила из семьи острогожских полковников. Пребывание поэта на этой территории «заразило» его Украиной. Ряд его произведений написаны на украинскую тематику. Он с сочувствием и уважением относился к освободительной борьбе украинского народа.
Восточная Слобожанщина дала нам ряд выдающихся деятелей украинской культуры. Прежде всего здесь следует назвать Николая Костомарова (1817-1885). Родился он в селе Юрасовка Острогожского уезда тогдашней Воронежской губернии. Прежде всего известен он как историк, посвятивший немало трудов прошлому Украины. Костомаров принадлежал к организаторам и активным деятелям Кирилло-Мефодиевского братства — фактически первой украинской организации политического характера. Именно у него был найден своеобразный манифест братчиков «Книга битія українського народу».
Также из Восточной Слобожанщины происходил известный актер Михаил Щепкин (1788-1863). Родился он в деревне Красное Обоянского уезда Курского наместничества. В первую очередь его представляют как актера российского. Однако он был осознан в своем украинстве. Не зря Щепкин стал другом Тараса Шевченко. Также он исполнял роли в украинских спектаклях.
Дала Восточная Слобожанщина и два заметных представителя украинского «расстрелянного возрождения» — Костя Буревия (1888-1934) и Евгена Плужника (1898-1934). Первый родился в селе Большая Меженка Острогожского уезда Воронежской губернии. Известен он как поэт, драматург, а также театральный и литературный критик, переводчик. Что касается Плужника, то это один из самых интересных поэтов расстрелянного возрождения. Также известен он как драматург и переводчик. По происхождению Плужник из слободы Кантемировка Богучанского уезда Воронежской губернии.
Можно назвать еще ряд имен украинских деятелей, родившихся в Восточной Слобожанщине. Но среди них следует выделить Никиту Хрущева (1894-1971). Происходил он из села Калиновка Дмитровского уезда Курской губернии. Конечно, не следует однозначно оценивать этого деятеля. Но все же надо отдать ему должное: именно он сыграл немаловажную роль в демонтаже репрессивной системы, которую создал Иосиф Сталин. Следует также отметить, что Хрущев все же демонстрировал свое украинство. В частности, носил сорочку-вышиванку. Можно в этом видеть некую «театральщину». Но, похоже, ее здесь было не больше, чем у наших некоторых политиков, которые сейчас любят позировать в таких украинских национальных одеждах.
Если бы украинцы во время освободительной борьбы 1917-1917 г. сумели бы сформировать свое полноценное государство и сохранить его, Восточная Слобожанщина вполне могла бы войти в его состав.
Так, в Украинскую Народную Республику вошел ряд уездов Курской губернии — Путивльский, Гайворонский, Новооскольский. То же самое касается некоторых уездов губернии Воронежской — Острогожского, Бирюцкого, Валуйского и Богучарского.
При гетмане Павле Скоропадском, кроме названных уездов Восточной Слобожанщины, к Украинскому Государству были приобщены еще такие уезды Курской губернии: Рыльский, Суджанский, Белгородский и Корочанский. Практически вся Восточная Слобожанщина оказалась в составе этого государственного образования. В то время большевики так и не смогли распространить свою власть на эти земли.
Однако падение гетмана Скоропадского, приход к власти социалистической Директории привели к разрушению украинской государственности. И Восточную Слобожанщину захватили большевики. Отдавать же большую часть этих территорий созданной ими марионеточной Украинской Социалистической Советской Республике они не захотели.
В 1926 г. в Советском Союзе во время проведения переписи населения оказалось, что в ряде районов Российской Федерации, принадлежавших к Восточной Слобожанщине, доминировало или значительную долю составляло украинское население. Это — Глушковский и Суджанский районы Курской области; Красноярский, Гайворонский, Борисовский, Волоконовский, Чернянский, Красногвардейский, Алексеевский, Вейделевский, Роверский районы, а также восточная часть Шебекинского и западная часть Новооскольского районов Белгородской области; Кантемировский, Богучарский, Россошанский, Ольховский, Подгоренский, Каменский, Павловский, Петропавловский, Калачаевский, Воробьевский, Батурлиновский районы, а также южные части Острогожского, Лискинского и Новохоперского районов Воронежской области; Чертковский, Кашарский, Миллеровский, Тарасовский и частично Милютинский районы Ростовской области.
Во второй половине 20-х — начале 30-х годов ХХ в. в Советском Союзе проводилась политика коренизации. Поэтому большинство из названных районов Восточной Слобожанщины получили статус национальных, и здесь проводилась в культурной сфере определенная украинизация. Однако в 30-х годах это было свернуто. Началась активная русификация этих земель. Со временем многие украинцы Восточной Слобожанщины «становились россиянами». Поэтому процент украинского населения в этом регионе во время переписей постоянно уменьшался. Хотя все же люди, идентифицирующие себя украинцами, здесь остаются. Так, по переписи 1989 г., в Ровенском районе Белгородской области проживало 74,6 процента украинцев.
После распада Советского Союза в Восточной Слобожанщине были определенные попытки возродить украинскую жизнь. В городе Россоши (районный центр Воронежской области) с 2001 г. в течение десятилетия проводились фестивали украинской культуры.
Однако в нынешних условиях российское руководство не приветствует проявления украинства в своем государстве. Относительно украинских институций здесь осуществляются постоянные притеснения. Поэтому, очевидно, проявления украинской жизни в Восточной Слобожанщине, как и в других украинских регионах Российской Федерации, «заглушены».
Свежие комментарии