На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мировое обозрение

158 подписчиков

Свежие комментарии

  • ВАРЯГ РУС
    Комментарии здравые. Но и наш Президент несколько раз подчёркивал, что информация для образованных,  умеющих думать. ...Путин объясняет а...
  • Владимир Кузнецов
    Зато у них демократия и весь мир с ними. И безвиз можно поехать куда хочешь 😁«Мы жрали снег». ...
  • Владимир Кузнецов
    Лучшее, что он может сделать для человечества, это мучительно сдохнуть.Швейцарская компа...

Скатертью дорожка: как работают вагоны-рестораны

Обед в поезде – это не только жареная кура и яйца вкрутую. Заменить ножки и крылышки можно едой на вынос из любого городского кафе или блюдами из вагонов-ресторанов. Но почему-то в последних, по статистике, путешественники бывают редко. Мы выяснили, когда появились рестораны на колёсах, как их сотрудники сохраняют свежесть продуктов и поддерживают чистоту, и что можно найти в меню.

Скатертью дорожка: как работают вагоны-рестораны

Неплохо выглядели и первые общественные вагоны-рестораны. Хрусталь, серебро, бархатная обивка диванов и высокие цены: ужинать там могли только путешественники первого и изредка второго класса. Дешёвые обеды по 80 копеек появились в поездах только в 1912 году. И поначалу их прелесть оценили не добропорядочные пассажиры, а железнодорожные «зайцы». Как пишет историк Юлия Демиденко, в ресторанах на колесах можно было путешествовать от станции до станции за чашкой чая. Для остальных острой необходимости в понижении цен не было. Многие путешественники брали с собой корзины со снедью, а те, у кого были деньги, пользовались услугами буфетов, которые были на всех крупных станциях. При желании пассажир мог послать туда кондуктора за горячими блюдами или бутылкой пива или сходить самостоятельно. Композитор Игорь Стравинский оставил колоритное описание таких придорожных кафе:

Привокзальные рестораны «специализировались» на конкретных блюдах, и путешественники считали своим долгом отведать коронные в каждом из них. Так историк балета и театральный критик Юрий Бахрушин вспоминал булочки и кофе в Ярцево: «В поезде нас не обманули — все предложенное, а в особенности кофе, булочки и ватрушки, было превкусно приготовлено». А писатель Иван Бунин в автобиографической «Жизни Арсеньева» восхищался станционными щами: «Когда потом стало близиться к вечеру, всё перешло лишь в одно — ожидание первой большой станции... Легко представить себе, с какой поспешностью кинулся я в пахучий и светлый буфет и стал обжигаться какими-то вкуснейшими в мире щами!»

Ситуация изменилась в 30-е, когда советское правительство во-первых окончательно ликвидировало НЭП и нэпманов, коим принадлежали многие привокзальные кафе, а во-вторых озаботилось частыми опозданиями на поезда. В СССР развернулась активная рекламная кампания, зазывавшая советских пассажиров питаться в поездах, и руководил ею нарком внешней, внутренней торговли и снабжения СССР Анастас Микоян.

Свои коррективы в работу передвижных общепитов внесла Великая отечественная война. Использование вагонов-ресторанов остановилось с 1941 по 1944 годы. Первый после начала войны ресторан на колёсах отправился по маршруту «Москва-Хабаровск» 15 июля 1944-го. И хотя сохранилось несколько свидетельств о том, что пассажирам не нравились завышенные цены, рестораны всё-таки пользовались большой популярностью в поездах дальнего следования.

Справедливости ради стоит заметить, что цены в этих заведениях были закреплены в Постановлением Совета народных комиссаров 1944 года «О работе вагонов-ресторанов и буфетов на важнейших железнодорожных и воздушных магистралях Союза ССР», и они соответствовали стоимости блюд в ресторанах II разряда Главособторга.

Современные рестораны

Современные вагоны-рестораны частично обслуживаются комбинатами питания при РЖД, частично — частными компаниями. Поэтому цены, так же как и меню, в них могут незначительно различаться. Москвичей и петербуржцев стоимость блюд едва ли напугает, но даже они должны быть готовы к тому, что обычный бутерброд с ветчиной будет стоить 200, а овсяная каша — 250 рублей.

Сегодня вагоны с едой есть почти во всех поездах. Большинство из них производятся на Тверском заводе и имеют сходные с обычными пассажирскими вагонам ходовые части, тормозное и автосцепное оборудование. Различается разве что салон, где помимо «гостевой зоны» есть кухня с жидкотопливной или электрической плитой (в двухэтажных составах она располагается на первом ярусе), холодильниками, которые способны сохранить продукты даже на маршруте «Москва-Владивосток» и раздельными «системами водоснабжения» или просто мойками, так что даже самые строгие и брезгливые клиенты могут не переживать за чистоту вагона, его столов и рабочих поверхностей.

Некоторые составы обходятся буфетами (на сайте РЖД они названы «кафе-буфет»), где можно купить салаты и холодные закуски, чай, кофе, булочки и шоколад. В таких вагонах, как правило, есть четыре купе на 16 человек, а остальное пространство отдано под «бистро».

Что же до полноценных ресторанов, то они занимают весь вагон. Столики и мягкие диваны, специи на каждом из столов и даже официанты, обслуживающие посетителей: требования к общепитам в поезде почти такие же, как и к обычным городским заведениям. Разве что ассортимент чуть менее богатый. Но не судите строго, ведь места в вагонном холодильнике не так много, а накормить надо всех желающих. Впрочем, в последнее время в некоторых поездах появилось вегетарианское и постное меню, а также «коронные блюда».

Обычно повара в вагонах-ресторанах работают с полуфабрикатами и быстрозамороженными продуктами. Это значительно сокращает время подачи блюд на стол. Так что при небольшом штате (как правило, всего один повар, официанты и кухонные рабочие), дольше обычного клиентам ждать не приходится. Время работы поездных общепитов примерно одинаковое. Открываются они в 8-9 часов утра и закрываются около полуночи. К этому добавьте два получасовых перерыва в день на уборку, и вы получите стандартное расписание почти всех вагонов-ресторанов страны. Впрочем, если не хотите зависеть от этих ограничений, всегда можно заказать еду в свое купе.

Если определились с меню до начала поездки, то можно заранее заказать завтрак, обед или ужин в любом поезде Федеральной пассажирской компании (дочернее предприятие РЖД) и «Сапсане». Тут есть только один нюанс: сделать заказ и составить свой рацион на время путешествия в обычных поездах нужно не позднее чем за трое суток до отправления (включая день поездки), в «Сапсанах» и «Ласточках» — за 2 дня до начала поездки. Выбрать блюда можно на сайте РЖД. Сегодня в поездах доступно несколько режимов питания: полный пансион, в который входят завтрак, обед и ужин; полупансион (завтрак и ужин), только завтрак (обед или ужин) или разовые перекусы, блюда для которых можно выбрать из меню поездного ресторана

Есть шанс, что в будущем доставка полностью заменит традиционные вагоны-рестораны. Со временем РЖД планирует оставить рестораны только в фирменных и туристических поездах.

Материал подготовлен совместно с Туту.ру

Сервис путешествий Туту.ру

Обед в поезде – это не только жареная кура и яйца вкрутую. Заменить ножки и крылышки можно едой на вынос из любого городского кафе или блюдами из вагонов-ресторанов. Но почему-то в последних, по статистике, путешественники бывают редко. Мы выяснили, когда появились рестораны на колёсах, как их сотрудники сохраняют свежесть продуктов и поддерживают чистоту, и что можно найти в меню.

Скатертью дорожка: как работают вагоны-рестораны

Неплохо выглядели и первые общественные вагоны-рестораны. Хрусталь, серебро, бархатная обивка диванов и высокие цены: ужинать там могли только путешественники первого и изредка второго класса. Дешёвые обеды по 80 копеек появились в поездах только в 1912 году. И поначалу их прелесть оценили не добропорядочные пассажиры, а железнодорожные «зайцы». Как пишет историк Юлия Демиденко, в ресторанах на колесах можно было путешествовать от станции до станции за чашкой чая. Для остальных острой необходимости в понижении цен не было. Многие путешественники брали с собой корзины со снедью, а те, у кого были деньги, пользовались услугами буфетов, которые были на всех крупных станциях. При желании пассажир мог послать туда кондуктора за горячими блюдами или бутылкой пива или сходить самостоятельно. Композитор Игорь Стравинский оставил колоритное описание таких придорожных кафе:

Привокзальные рестораны «специализировались» на конкретных блюдах, и путешественники считали своим долгом отведать коронные в каждом из них. Так историк балета и театральный критик Юрий Бахрушин вспоминал булочки и кофе в Ярцево: «В поезде нас не обманули — все предложенное, а в особенности кофе, булочки и ватрушки, было превкусно приготовлено». А писатель Иван Бунин в автобиографической «Жизни Арсеньева» восхищался станционными щами: «Когда потом стало близиться к вечеру, всё перешло лишь в одно — ожидание первой большой станции... Легко представить себе, с какой поспешностью кинулся я в пахучий и светлый буфет и стал обжигаться какими-то вкуснейшими в мире щами!»

Ситуация изменилась в 30-е, когда советское правительство во-первых окончательно ликвидировало НЭП и нэпманов, коим принадлежали многие привокзальные кафе, а во-вторых озаботилось частыми опозданиями на поезда. В СССР развернулась активная рекламная кампания, зазывавшая советских пассажиров питаться в поездах, и руководил ею нарком внешней, внутренней торговли и снабжения СССР Анастас Микоян.

Свои коррективы в работу передвижных общепитов внесла Великая отечественная война. Использование вагонов-ресторанов остановилось с 1941 по 1944 годы. Первый после начала войны ресторан на колёсах отправился по маршруту «Москва-Хабаровск» 15 июля 1944-го. И хотя сохранилось несколько свидетельств о том, что пассажирам не нравились завышенные цены, рестораны всё-таки пользовались большой популярностью в поездах дальнего следования.

Справедливости ради стоит заметить, что цены в этих заведениях были закреплены в Постановлением Совета народных комиссаров 1944 года «О работе вагонов-ресторанов и буфетов на важнейших железнодорожных и воздушных магистралях Союза ССР», и они соответствовали стоимости блюд в ресторанах II разряда Главособторга.

Современные рестораны

Современные вагоны-рестораны частично обслуживаются комбинатами питания при РЖД, частично — частными компаниями. Поэтому цены, так же как и меню, в них могут незначительно различаться. Москвичей и петербуржцев стоимость блюд едва ли напугает, но даже они должны быть готовы к тому, что обычный бутерброд с ветчиной будет стоить 200, а овсяная каша — 250 рублей.

Сегодня вагоны с едой есть почти во всех поездах. Большинство из них производятся на Тверском заводе и имеют сходные с обычными пассажирскими вагонам ходовые части, тормозное и автосцепное оборудование. Различается разве что салон, где помимо «гостевой зоны» есть кухня с жидкотопливной или электрической плитой (в двухэтажных составах она располагается на первом ярусе), холодильниками, которые способны сохранить продукты даже на маршруте «Москва-Владивосток» и раздельными «системами водоснабжения» или просто мойками, так что даже самые строгие и брезгливые клиенты могут не переживать за чистоту вагона, его столов и рабочих поверхностей.

Некоторые составы обходятся буфетами (на сайте РЖД они названы «кафе-буфет»), где можно купить салаты и холодные закуски, чай, кофе, булочки и шоколад. В таких вагонах, как правило, есть четыре купе на 16 человек, а остальное пространство отдано под «бистро».

Что же до полноценных ресторанов, то они занимают весь вагон. Столики и мягкие диваны, специи на каждом из столов и даже официанты, обслуживающие посетителей: требования к общепитам в поезде почти такие же, как и к обычным городским заведениям. Разве что ассортимент чуть менее богатый. Но не судите строго, ведь места в вагонном холодильнике не так много, а накормить надо всех желающих. Впрочем, в последнее время в некоторых поездах появилось вегетарианское и постное меню, а также «коронные блюда».

Обычно повара в вагонах-ресторанах работают с полуфабрикатами и быстрозамороженными продуктами. Это значительно сокращает время подачи блюд на стол. Так что при небольшом штате (как правило, всего один повар, официанты и кухонные рабочие), дольше обычного клиентам ждать не приходится. Время работы поездных общепитов примерно одинаковое. Открываются они в 8-9 часов утра и закрываются около полуночи. К этому добавьте два получасовых перерыва в день на уборку, и вы получите стандартное расписание почти всех вагонов-ресторанов страны. Впрочем, если не хотите зависеть от этих ограничений, всегда можно заказать еду в свое купе.

Если определились с меню до начала поездки, то можно заранее заказать завтрак, обед или ужин в любом поезде Федеральной пассажирской компании (дочернее предприятие РЖД) и «Сапсане». Тут есть только один нюанс: сделать заказ и составить свой рацион на время путешествия в обычных поездах нужно не позднее чем за трое суток до отправления (включая день поездки), в «Сапсанах» и «Ласточках» — за 2 дня до начала поездки. Выбрать блюда можно на сайте РЖД. Сегодня в поездах доступно несколько режимов питания: полный пансион, в который входят завтрак, обед и ужин; полупансион (завтрак и ужин), только завтрак (обед или ужин) или разовые перекусы, блюда для которых можно выбрать из меню поездного ресторана

Есть шанс, что в будущем доставка полностью заменит традиционные вагоны-рестораны. Со временем РЖД планирует оставить рестораны только в фирменных и туристических поездах.

Материал подготовлен совместно с Туту.ру

Сервис путешествий Туту.ру
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх