
Лайнер RMS Olympiс в окраске типа Dazzling Camouflage
В годы Первой мировой войны особое внимание начали уделять вопросам маскировки и защиты от наблюдения. Предлагались разные решения этих вопросов, включая самые оригинальные. Например, несколько стран использовали для защиты своих кораблей и судов т. н. ослепляющий камуфляж в виде контрастных полос и пятен. Он не затруднял обнаружение надводного объекта, но мешал проведению атаки.
На уровне теории
В преддверии Первой мировой войны в Великобритании проводились эксперименты по визуальной маскировке кораблей и судов. Главным результатом первого этапа этих работ стало понимание того, что надводный объект практически невозможно скрыть от наблюдателя на фоне водной глади и неба. Требовались иные решения.
Уже после начала войны в Адмиралтейство начали поступать новые предложения на тему камуфляжа. Так, в 1914-15 гг. несколько зоологов предложили воспользоваться опытом природы. Они обратили внимание на окраску некоторых животных, в которой присутствуют контрастные пятна, полосы и т.д.
Отмечалось, что животное с такой окраской не всегда сливается с фоном и становится невидимым. В то же время, рисунок не позволяет правильно оценить его размеры, ориентацию в пространстве, направление и скорость движения и т.д. Подобный вариант «размывающего» камуфляжа можно было бы использовать и в военной сфере, в т.ч. на море.

Типовая окраска Type 1 Design С
Эту концепцию поддержал художник-маринист и доброволец резерва КВМФ Норман Уилкинсон (1878—1971). При этом он развил исходную идею и придумал, как можно сделать камуфляж более эффективным. По мнению художника, в случае с кораблями следовало отказаться от т.н. покровительственной окраски в серо-синих тонах и использовать иные цвета, в т.ч. более заметные.
Было понятно, что такой вариант окраски, как и любые другие, не позволит скрыть корабль от наблюдения. В то же время, он должен был серьёзно затруднить определение типа корабля, его размеров, курса и скорости. Как результат, противник не смог бы эффективно применить против такой цели свою артиллерию или торпеды.
В течение некоторого времени в Адмиралтействе обсуждали поступившие предложения и решали, какое из них следует внедрять на практике. В конце 1916 г. выбор пал на идеи Н. Уилкинсона — их посчитали более удачными и понятными, а также более простыми для реализации. Тогда же в составе Адмиралтейства появилось отдельное управление по камуфляжу, которому предстояло реализовывать новые идеи.
Переход к практике
На рубеже 1916-17 гг. вновь сформированное Управление по камуфляжу приступило к решению поставленных задач. К работам привлекли Н. Уилкинсона, как автора идеи, а также целый ряд других художников и целые организации из области искусства. Новая концепция получила название Dazzle Camouflage — «Ослепляющий камуфляж».

Вариант окраски Type 11 Design B
Задачей художников стала разработка рисунков камуфляжа для нанесения на различные корабли и суда. Согласно первоначальному плану, все схемы окраски должны были основываться на общих графических решениях и иметь одинаковую цветовую палитру. Использовались белый, серый, синий, черный и иные цвета.
На первом этапе было решено делать для каждого корабля или судна свой собственный рисунок. Считалось, что благодаря этому противник не сможет найти какие-либо закономерности, определять тип цели по камуфляжу и т.д.
При создании схем использовался весьма серьёзный подход. Художники разрабатывали схему и по ней окрашивали небольшую модель судна. Затем при помощи макета перископа, имитирующего оптику вражеской подлодки, определяли, насколько эффективна выбранная схема.
Впрочем, такой подход оказался чрезмерно трудоёмким, и к концу 1917 г. работу художников упростили. Им поручили разработку типовых рисунков, которые можно было бы с теми или иными изменениями наносить на разные корабли. Основные принципы построения камуфляжа при этом не изменились. Остались прежними и лабораторные «испытания».
Камуфляж на море
«Ослепляющий камуфляж» начали внедрять летом 1917 г. Подобную окраску получали как новые суда и корабли, так и вымпелы, проходящие ремонт. Документацию по камуфляжу получили все основные британские верфи.

Лёгкий крейсер HMS Bermuda
По известным данным, Dazzle Camouflage наносился на корабли и суда Великобритании до самого конца боевых действий. По понятным причинам, последние его носители были сданы уже после заключения перемирия. В общей сложности такую окраску получили более 400 боевых кораблей разных классов и типов, а также свыше 4 тыс. торговых судов.
Оригинальной идеей заинтересовались ВМС США. Они начали перекрашивать свои корабли весной 1918 г., и до конца войны успели подготовить только 1250 вымпелов. Это была лишь небольшая часть их военного и торгового флота.
После окончания войны в Адмиралтействе собрали статистику и подвели итоги. Оказалось, что корабли с «ослепляющей» окраской подвергались атаке подводных лодок противника в 1,47% плаваний. Для сравнения, однотонные корабли становились мишенями лишь в 1,12% случаев. Из этого следовало, что контрастная окраска упрощает обнаружение надводного объекта.
Однако другая статистика показывала определённые преимущества нового камуфляжа. Так, успехом закончилось 52% атак противника по кораблям без маскировки и 43% с новой окраской. Кроме того, отмечалось, что немецкие подводники чаще целились в центральную часть корабля с Dazzle Camouflage. Предполагалось, что это было обусловлено сложностью при определении параметров цели и прицеливании.

Авианосец HMS Argus (I49) в 1918 г.
Впрочем, реальный потенциал ослепляющей окраски определить не удалось. В процессах наблюдения, поиска целей и применения торпед есть множество различных нюансов и переменных, которые влияют на конечный результат. Какую роль в каждом конкретном случае играл необычный камуфляж, неизвестно. Поэтому точные результаты внедрения этой идеи остались неизвестными.
Представляет интерес и американская статистика. До конца Первой мировой войны США потеряли всего 18 вымпелов с ослепляющим камуфляжем, из них 11 от торпед противника. Для сравнения, за тот же период было потеряно более 70-80 кораблей и судов с традиционной окраской.
После войны
Корабельный камуфляж в виде сложного узора получил неоднозначные отзывы. В целом КВМФ Великобритании остались довольны результатом, но специфика этого решения и невозможность точной оценки накладывали известные ограничения. В итоге после Первой мировой войны британский флот решил отказаться от необычной окраски. Кораблям и судам постепенно вернули привычный вид.
Так же поступили и в США. Однако после вступления во Вторую мировую войну американские ВМС вспомнили про старую идею. Часть боевых кораблей флота перекрасили по новым схемам с учётом старого опыта. Предполагается, что такие меры помогли спасти некоторые корабли от потопления, но более точные оценки, как и ранее, сделать не удалось.

Авианосец ВМС США USS Santee (ACV-29) в 1942 г.
Визуальный камуфляж в виде простых геометрических фигур и узоров вновь вернулся в последние десятилетия. Сейчас его используют флоты разных стран на катерах и кораблях разных проектов. Предполагается, что современный уровень развития оптико-электронных средств обнаружения вновь делает актуальным «ослепляющую» окраску.
Тем не менее, на протяжении последних десятилетий основным способом поиска и сопровождения целей является радиолокация. В результате потенциал камуфляжной окраски резко сократился, и она практически вышла из употребления в надводном флоте.
Решение проблемы
Таким образом, столкнувшись в полной мере с немецкими подводными силами и их торпедами, КВМФ Великобритании выработал и внедрил новые меры по противодействию новой угрозе. Одной из таких мер стала оригинальная окраска кораблей и судов, мешающая проведению атаки.
Очевидно, что Dazzle Camouflage имел определенный потенциал и помогал защитить вымпелы от противника. Однако реальную эффективность такого решения определить не удастся. Кроме того, со временем «ослепляющая» окраска, как и визуальный камуфляж на море в целом, устарела. Наступала эпоха новых средств обнаружения, и против них требовались иные меры.
Свежие комментарии