На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мировое обозрение

171 подписчик

Свежие комментарии

  • Владимир Алтайцев
    🤮🤮🤮🤮🤮🤮🤮🤮🤮🤮🤮🤮🤮🤮🤮🤮🤮🤮🤮🤮🤮🤮🤮😔😔😔Был ли Пригожин е...
  • Владимир Алтайцев
    Xnj,  nt,t? uyblt? clj[yenm d  cnhfiys[ vextybz['/Чтоб  тебе, писаке, сдохнуть в страшных мучениях, как собаке в кана...Был ли Пригожин е...
  • Галина Соколова
    О чем предупредил!?что за идиот печатает такие статьи!?СРОЧНО - Президен...

Пять лет Белоруссии в мировом «атомном клубе»: итоги и перспективы

Атомная энергетика на протяжении последних пяти лет занимает в Белоруссии особое место. Для республики строительство первой атомной электростанции (Белорусская АЭС, БелАЭС) стало не только крупнейшим в современной истории проектом, но и важнейшим фактором обеспечения энергетической безопасности и укрепления международного сотрудничества в сфере мирного атома. БелАЭС уже изменила логику функционирования национальной энергосистемы и статус Белоруссии на мировой арене.

Стоит напомнить, что история появления атомной станции в Белоруссии стартовала с подписания в марте 2011 года соглашения с Россией, по которому строительство БелАЭС было доверено российской государственной корпорации «Росатом». Поэтому неслучайно станция проектировалась по современному типовому проекту поколения «3+», полностью соответствующему международным нормам безопасности, включая требования, выработанные после аварии на японской Фукусиме.

Строительство, стартовавшее в 2012 году, стало определённым символом белорусско-российской интеграции в рамках Союзного государства. Так, помимо того, что «Росатом» стал генеральным подрядчиком, Москва предоставила Минску кредит в размере $10 млрд (специалисты Института энергетических и ядерных исследований Академии наук Белоруссии считают, что окупаемость БелАЭС примерно 1520 лет), а также взяло на себя обязательство поставлять топливо и участвовать в утилизации отходов.

Сооружение БелАЭС велось в Островецком районе Гродненской области, недалеко от границы с Литвой, что до сих пор вызывает стойкое неприятие у литовских властей, которые сначала пытались сорвать строительство, а сегодня – остановить работу станции. В этой связи следует напомнить о вопросе безопасности, о котором так много говорят противники Белоруской АЭС. На станции внедрены уникальные системы, некоторые их них не имеют аналогов в мире, например, пассивная система отвода тепла, способная обеспечивать охлаждение реактора даже при отключении энергоснабжения и без вмешательства человека. Кроме того, конструкции энергоблока спроектированы так, чтобы выдерживать землетрясения, внешние удары и даже падение самолёта, что особенно важно в современных условиях и неадекватности украинских соседей, периодически осуществляющих террористические атаки на Курскую, Смоленскую и Запорожскую АЭС. Поэтому с полной уверенностью можно утверждать, что Белоруссия в сотрудничестве с Россией создала объект, соответствующий самым высоким стандартам ядерной безопасности.

Белорусская АЭС
Белорусская АЭС

Станция оснащена двумя реакторами ВВЭР-1200 общей мощностью 2400 МВт. Первый энергоблок был торжественно подключён к общей сети 3 ноября 2020 года, а введён в промышленную эксплуатацию в июне 2021 года. Второй – в ноябре 2023 года. По официальным данным, в последующем БелАЭС вырабатывала в среднем около 18,5 млрд кВт·ч электроэнергии в год, что составляет порядка 40% национальных потребностей Белоруссии. На сентябрь 2025 года станция суммарно произвела около 50 млрд кВт·ч электроэнергии, что позволило заместить 13,6 млрд кубометров природного газа (экономия порядка $4 млрд). Это позволило Белоруссии значительно снизить зависимость от внешних поставок энергоресурсов: если ранее республика вынуждена была в определённые периоды импортировать электричество, то теперь она полностью обеспечивает себя сама и рассматривает возможность экспорта в будущем. Кроме того, благодаря атомной генерации Белоруссия избежала выбросов более 20 млн тонн углекислого газа, что эквивалентно двухгодичному простою всех автомобилей страны в гаражах.

По сути, менее чем за пять лет в республике появилась новая отрасль, которая стала краеугольным камнем не только её энергетической политики, но и социально-экономического развития. Об этом свидетельствуют и активный переход многих населённых пунктов на электроотопление, развитие электротранспорта, модернизация сетевой инфраструктуры. Особенно заметным оказался рост потребления электроэнергии населением: только в первой половине 2025 года белорусские семьи использовали свыше 723 млн кВт·ч для отопления и подогрева воды, что на 30% больше, чем годом ранее. При этом этот процесс активно стимулируется государством за счёт различных программ поддержки, активного строительства электрифицированных «умных» домов, производства и эксплуатации электромобилей, внедрения тарифов, которые призваны стимулировать граждан к переходу с потребления газа на использование электричества.

Стоит заметить, что появление в Белоруссии своей атомной электростанции вначале рассматривалось властями республики не только как фактор укрепления энергонезависимости страны, но и как возможность зарабатывать на экспорте электроэнергии. Однако развитие ядерной энергетики страны пришлось корректировать с учетом геополитических реалий. Изначально предполагалось поставлять часть энергии в Литву и другие страны Прибалтики, однако эти государства отказались от участия в существовавшем десятилетия энергокольце БРЭЛЛ и интегрировались в европейскую систему ENTSO-E. Возможность быть рынком сбыта после 2022 года утратила и Украина, а Россия в последние годы не нуждается в дополнительных объёмах белорусской электроэнергии. Тем не менее, наличие избытка мощности делает Белоруссию потенциальным региональным игроком, способным активно участвовать в формировании единых энергетических рынков Союзного государства и Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Особое значение в развитии белорусской атомной энергетики имеет международное сотрудничество. С самого начала реализации проекта Белоруссия тесно взаимодействует с Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ), которое оказывало поддержку на всех этапах строительства. Причем эксперты Агентства неоднократно заявляли о безопасности станции и о её соответствии всем международным стандартам, а в 2026 году на БелАЭС запланирована миссия OSART (Operational Safety Review Team – старейший вид миссий МАГАТЭ, которые проводятся с 1982 года) по оценке эксплуатационной безопасности. Одновременно Минск открыто демонстрирует готовность придерживаться самых высоких стандартов и внести свой вклад в развитие мирного атома. Об этом, в частности, заявил 17 сентября постоянный представитель Белоруссии при международных организациях в Вене Андрей Дапкюнас на 69-й сессии Генеральной конференции МАГАТЭ. По его словам, Минск готов делиться опытом создания ядерно-энергетической инфраструктуры и настаивает на необходимости укрепления международного сотрудничества, подчёркивая неполитизированный характер мандата МАГАТЭ. В этой связи Дапкюнас призвал руководство Агентства взвешенно и принципиально реагировать на действия, создающие угрозу ядерной безопасности. Важность такого подхода, по мнению Минска, особенно велика на фоне современных вызовов безопасности, связанных с военными конфликтами в разных регионах мира, в том числе на Украине. И такая позиция Белоруссии только усиливает авторитет республики – и не только в рамках МАГАТЭ.

Выступление Андрея Дапкюнаса на 69-й сессии Генеральной конференции МАГАТЭ
Выступление Андрея Дапкюнаса на 69-й сессии Генеральной конференции МАГАТЭ

В настоящее время белорусское власти рассматривают дальнейшее развитие атомной энергетики как один из стратегических приоритетов внутренней политики. Уже не первый год ведутся разговоры о возможности совместного с Россией строительства в республике второй АЭС. В марте текущего года, выступая в Совете Федерации РФ, президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что его стране «надо будет больше электроэнергии», а поэтому Минск «попросил россиян, если есть возможность, построить вторую электростанцию». Позже министр энергетики Белоруссии Денис Мороз отмечал, что профильные ведомства двух стран уже сформировали рабочую группу для обсуждения технических и финансовых условий проекта. Он же в августе сообщил о завершении технико-экономического обоснования строительства новой атомной электростанции или третьего энергоблока на БелАЭС. Кроме того, выступая 25 сентября на Глобальном атомном форуме в Москве, Лукашенко не только попросил главу «Росатома» Алексея Лихачёва «не уходить» из республики и возобновить работу по ядерному центру в Белоруссии, но и подчеркнул, что у Минска «нет вопросов, кто будет строить эту станцию»: «Мы будем её строить вместе с россиянами. Потому что они научили нас это делать».

По официальной информации, сегодня рассматриваются два варианта: добавление блока мощностью 1200 МВт к действующей станции, либо сооружение новой АЭС в другой области, например, в Могилёвской. В белорусской столице считают, что новый атомный проект позволит республике не только окончательно закрепить статус энергетически самодостаточной страны, но и выйти на международный рынок в качестве экспортёра электроэнергии. Это, в свою очередь, откроет дорогу к развитию энергоёмких производств, электротранспорта, электрификации железных дорог, а также цифровой экономики и пр. В совокупности с экологическими преимуществами атомной генерации всё это будут способствовать устойчивому развитию республики.

Таким образом, появившаяся в Белоруссии атомная электростанция является примером того, как правильно выбранная стратегия может изменить всю архитектуру энергетики страны. Перспективы дальнейшего её развития связаны не только с новыми станциями или блоками, но и с укреплением международного статуса Белоруссии, а также дальнейшей интеграцией в Союзном государстве и ЕАЭС с выходом на новые уровни технологического развития. Более того, белорусский опыт показал, что стратегическое сотрудничество с Россией в атомной сфере может быть одной из основ как энергетической независимости страны, так и её экономического и технологического роста. БелАЭС, как бы это не отрицали её противники, уже доказала свою эффективность, позволив экономить миллиарды долларов, снижать выбросы в окружающую среду и развивать новые сферы экономики. И, по всей видимости, в ближайшей перспективе именно атомная энергетика будет рассматриваться белорусскими властями в качестве фундамента энергетической стратегии, выгодно отличая её от планов соседей, которые сами лишили себя столь ценного ресурса.

Ссылка на первоисточник
наверх