
Министерство промышленности и торговли России по поручению первого вице-премьера Дениса Мантурова изучит вопрос о переносе даты вступления в силу новых правил расчёта утилизационного сбора на ввозимые легковые автомобили. Рассматривается возможность сдвига сроков с 1 ноября на 1 декабря 2025 года.
«Что касается обращения от общественной организации, в том числе которое поступило вчера в мой адрес, я уже дал поручение Антону Андреевичу (Алиханову) рассмотреть возможность на предмет перенесения на месяц срока введения этого решения.
Я уверен, что мы найдем оптимальный вариант, и это всех должно удовлетворить», — сказал Мантуров.Глава Министерства промышленности и торговли России Антон Алиханов пояснил, что рассматриваемая отсрочка обусловлена логистическими сроками поставок автомобилей из-за рубежа. При этом он подчеркнул, что при принятии решения будет учитываться тот факт, что о введении новых правил расчёта утилизационного сбора было объявлено ещё 12 сентября.
«Если говорить про поставки, например из Китайской Народной Республики, из других азиатских стран, то в среднем от момента оплаты до поставки, до растаможки, проходит где-то 30 дней. Но некоторые граждане заказывали и в Европе, и некоторые даже и в США автомобили, поэтому для них, конечно, сроки доставки могут быть несколько больше. С учетом того, что мера по пересмотру утильсбора была объявлена 12 сентября, мы будем учитывать эти факторы, в том числе и те, кто заказывал не только на азиатских рынках, но и на других рынках, европейских и американских», — заявил Алиханов.
В новых правилах расчёта утилизационного сбора предполагается учитывать не только возраст и объём двигателя автомобиля, но и его мощность. При этом льготные ставки сохранятся для физических лиц, которые ввозят автомобили для личного пользования, однако они будут действовать только для иномарок с мощностью до 160 лошадиных сил.
Политолог Илья Гращенков считает, что решение о переносе новых правил расчета утильсбора на месяц, — это не техническая пауза, а вынужденное и запоздалое признание властью целого ряда системных ошибок, которые могли привести к серьезным социально-политическим последствиям.
«Во-первых, сама попытка ввести подобную фискальную нагрузку в период, когда значительная часть граждан ощущает ухудшение качества жизни, выглядит как минимум несвоевременной. Экономика демонстрирует признаки стагнации, реальные доходы населения падают, и внезапное резкое удорожание рынка подержанных автомобилей — а для многих это не роскошь, а базовая необходимость — стало бы мощным детонатором социального недовольства. Власть сама генерирует протестную повестку, ударяя по кошельку наиболее активной и мобильной части общества — среднего класса. Во-вторых, сомнительна экономическая целесообразность. Утильсбор в его предлагаемом виде не является значимым источником пополнения казны. Его фискальный эффект меркнет на фоне тех политических и социальных издержек, которые он за собой повлечет. Протесты во Владивостоке — это лишь верхушка айсберга, «лакмусовая бумажка» нарастающего раздражения, которое легко может перекинуться на другие регионы. В-третьих, протекционистская риторика о защите отечественного автопрома в данном случае контрпродуктивна. Искусственное выдавливание с рынка доступных иномарок не укрепляет конкурентоспособность российских производителей, а лишь ослабляет рынок в целом, ограничивая выбор граждан и заставляя их переплачивать за зачастую менее качественный товар. Это не стимулирует развитие, а создает тепличные условия для монополистов», — написал Гращенков в своём телеграм-канале.
Он добавил, что нынешняя пауза и стремительная реакция правительства на протесты вселяют осторожный оптимизм. По его мнению, изначально эта мера и задумывалась как «пугало» — резкий маневр для стимуляции продаж и разведки общественной реакции. Столкнувшись с реальным сопротивлением, власть демонстрирует готовность к смягчению мер, предположил эксперт.
«У государства есть месяц на то, чтобы найти выход из ситуации. Наиболее вероятным сценарием видится не полный отказ, но серьезное смягчение нововведения. Власть, скорее всего, пойдет по пути дифференциации: для Дальнего Востока, где автомобиль — это «средство выживания», а не роскошь, проект могут и вовсе похоронить, признав региональную специфику. В других регионах тарифы будут существенно скорректированы в сторону понижения. Это будет представлено как «прислушивание к мнению народа» и позволит сохранить лицо, избежав при этом масштабной социальной напряженности. Урок, преподанный Приморьем, должен быть усвоен: унифицированные подходы из центра не работают в стране с такой разнородной социально-экономической реальностью», — резюмировал Гращенков.
Блогер Сергей Колясников убеждён, что утильсбор вообще необходимо отменить, потому что в России не утилизируют автомобили.
«Поскольку инфраструктуры по утилизации автомашин в России нет в принципе, этот псевдоналог-побор должен быть вообще отменен. Слишком много у нас таких «налогов». Например, мусорный сбор есть и стабильно растет — а переработки отходов нет. Разве что свалки теперь начали называть «Комплексами по переработке». Но это те же свалки, поскольку современный W2Е завод по переработке отходов один на всю страну — в Подмосковье. А в Китае, например, отходы... кончились — всё перерабатывается в ноль. Не шутка, у них это проблема в масштабах страны — нет мусора», — отметил Колясников.
Ранее телеграм-канал «Тройка» привёл по пунктам аргументы о том, почему утилизационный сбор не должен существовать вообще.
1. Экономическое возражение: рост цен и падение спроса
— Проект фактически увеличивает утилизационный сбор (УС) с 3,4–5,2 тыс. руб. до 0,95–6,8 млн руб. на массовые иномарки мощнее 160 л. с. — это 300–1 300-кратный рост платежа.
— Согласно оценке «Авторевю», суммарное подорожание автомобилей составит 30–70%, а по некоторым моделям — 100%.
— Падение спроса приведёт к сокращению таможенных поступлений (НДС, пошлина, акциз) и налога на прибыль дилеров; бюджет в итоге недополучит десятки миллиардов рублей, что уже подтверждает статистика I–II кв. 2025 г. после введения «первой волны» повышения УС.
— Мера противоречит ст. 3, 19, 34 Бюджетного кодекса РФ: затраты граждан и бизнеса должны быть «обоснованными, эффективными и соизмеримыми публичному результату». Публичного результата (увеличение числа утилизированных машин) нет — см. п. 2.
2. Экологическое возражение: деньги собираются, утилизации нет
— ФЗ-89 (ст. 24.1) прямо гласит: УС вводится «для финансового обеспечения утилизации». Однако государственной программы утилизации ТС в России фактически нет — действует лишь «расширенное ответственность производителей» (постановление Правительства № 372/2022), которое охватывает
— По данным Счётной палаты (отчёт № 01-И-124/2024) в 2021–2023 гг. поступило 258 млрд руб. УС, прямо на мероприятия по утилизации израсходовано 0,9 млрд (
— Следовательно, новое повышение не имеет экологического обоснования и противоречит ст. 3, 14 ФЗ-7 «Об охране окружающей среды» и п. 1 ст. 16.1 ФЗ-89.
3. Правовое возражение: нецелевое использование = статья УК
— Сбор взимается в соответствии с ФЗ-89 как специальный (целевой) платёж. Направление его в Федеральный бюджет без отдельной бюджетной классификации и без обязательства предоставления экологического результата:
— нарушает ст. 161, 165, 170 БК РФ (целевое назначение и «безвозмездные поступления»);
— содержит признаки состава преступления, предусмотренного:
— ст. 285 УК РФ («Злоупотребление должностными полномочиями») — при принятии решений вопреки ФЗ-89;
— ст. 160 УК РФ («Присвоение либо растрата») — если деньги использованы не по целевому назначению;
— ст. 293 УК РФ («Халатность») — при причинении крупного ущерба гражданам и бюджету (свыше 7 млн руб. — ч. 2).
— Для сравнения: в 2023 г. поступления УС превысили 110 млрд руб.; ущерб государству и гражданам (в виде неполученного экологического эффекта и переплаты за автомобили) оценивается в десятки миллиардов, то есть в «особо крупный» размер (>30 млн руб.).
4. Антимонопольное возражение: давление на конкуренцию
— Сохранение полной компенсации УС только для АВТОВАЗ, Соллерс, КАМАЗ-«Моторинвест» и части заводов-китаев (Chery, FAW, Haval) одновременно с ростом сбора на импорт создаёт неравные условия и нарушает ст. 13, 15 Закона «О защите конкуренции» (субсидии, искажающие рынок).
— По правилам ВТО (ради правил которой и вводили утиль!) (GATT, ст. III:2) налоги/сборы не должны превышать внутренние аналоги; фактическая компенсация российским заводом делает эффективную ставку УС равной нулю.
«Каким образом, повышение с таким огромным количеством нарушений федеральных законов и юридических противоречий может быть проведено? И еще один момент, у нас очень любят говорить про демографию, и большие семьи. Но в стране невозможно будет купить любой «семейный» 5+ мест, автомобиль. Российский рынок делает только буханку, (предлагаем авторам повышения поехать на ней семьей из 5ч в Крым) с введением утиля, большие семьи потеряют доступ этой очень нужной и необходимой нише», — отметили в паблике «Тройка».
«Антифашист» ранее сообщил, что во Владивостоке состоялся санкционированный митинг против повышения утилизационного сбора на автомобили иностранного производства, в котором приняли участие несколько сотен человек. Участники митинга потребовали отменить новые ставки утильсбора, добиваться прозрачности в определении его размера и в распределении поступающих от него средств, а также создать условия для развития современной инфраструктуры по переработке и утилизации автомобилей. Кроме того, они выступили за развитие отечественного автопрома через честную конкуренцию, выразив уверенность, что повышение ставок приведёт лишь к росту цен на автомобили.
Свежие комментарии