На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мировое обозрение

164 подписчика

Свежие комментарии

  • Любовь Ткаченко
    Так они же не знают, что такое ценности и демократия. Как можно продвигать то, к чему даже не прикасались.Демократы выберут...
  • Любовь Ткаченко
    Волчанск, это Харьковская область, а не Сумская.Харьков на грани:...
  • Геннадий Свешников
    Он, завоевал это звание,с микрофоном в руках на поле боя👁️✍️🦻Военкор Поддубный...

Истерика в Европе на тему «Где у F-35 кнопка «Убей самолет», в которой виноваты русские

Истерика в Европе на тему «Где у F-35 кнопка «Убей самолет», в которой виноваты русские
Снова эти неуловимые российские… То ли шпионы, то ли хакеры, очень сложно сказать, кто в очередной раз устроил шум на всю Европу. Главное – российские, это однозначно. Ну кто еще мог проникнуть в святая святых американских авиапроизводителей и украсть там секретнейшие секреты? Только русские.

Другой вопрос — зачем они эти материалы передали европейцам, но вообще и тут ответ можно отыскать быстро: убирают конкурентов. Пусть эти евронеумехи, которые все еще копаются в проектах своих «самолетов будущего», отказываются от этих F-35 в пользу Су-35. Или МиГ-35. Или, у кого денег нет, J-35.



«Тридцать пятых» в мире много, выбирай на любой вкус, как говорится.


Но самое-то интересное в том, что в ответ на бучу, поднятую в евроСМИ, американцы… начали оправдываться! Да еще так, что у людей, давно и прочно сидящих в авиации, волосы дыбом вставали и фуражки с них падали, потому что отродясь такого за американцами не водилось. «Made in USA» — это априори бесподобно и великолепно (ну, как F-22, но мы вам его не дадим), а кому что не нравится — походите по рынку, поторгуйтесь. Вам вон французы «Рафаль» продадут. Недорого…

В чем суть поднятого шума: кто-то очень умный выдал информацию в эфир о том, что у истребителей F-35, которые США поставляют всем своим союзникам, есть внутри некий блок, который, если на него передать определенный сигнал, превращает самолет в кучу металлолома. Доказательств ноль, как обычно, но кто там полезет 35-й разбирать?

«Слон сказал, не разобрав: видно, быть потопу…»

В общем, да, взвились в Европе не шутя. С криком и обвинениями до небес, сразу видна высшая степень доверия к поставщикам, раз тема так «зашла».

Знаете, вот во всем мире так. Сразу вспомнилось одно дело, которое ударило по ВСУ не хуже «Искандера». Дело было в жарком июне 2014 года, когда под Изварино шли бои и никто о «котле» еще не думал. Два беспринципных негодяя придумали эпизод информационной войны, который весьма неплохо сработал. Просто в известном редакторе на профессиональном уровне были обработаны карты площадок хранения радиоактивной техники, после чего многие СМИ (в том числе, естественно, и «Военное обозрение») начали выдавать материалы на тему того, что командование ВСУ готовит для своих бойцов радиоактивные танки с площадки под Рассохой.

И, надо сказать, сработало. Недели две был шум, действительно, украинские танкисты отказывались получать радиоактивную, по их мнению, технику. Естественно, дозиметры в карманах у всех не лежали, и в отдельные моменты пришлось проводить дозиметрический контроль техники, которая реально приезжала из Харькова.

Потом, правда, в 2017-м году, массовый вывоз техники с площадок хранения в тех же Копачах, Янове, Рассохе был организован, но это уже совсем другая история.


И вот примерно то же самое и с F-35. Есть там этот блок, нет его – кто станет разбираться, когда блогеры строчат гневные посты, а изрядно поглупевшая европейская публика глотает это вообще не жуя?


Вот и пришлось американцам оправдываться. Но, надо сказать, оправдания оправданиями, а интересно они все объяснили. Кнопки «убить F-35» нет, но есть нюансы… Впрочем, пойдем по порядку.

В ответ на недавние сообщения европейских СМИ компания Lockheed Martin и несколько правительств опровергли идею о том, что у истребителей-бомбардировщиков F-35 есть какой-либо скрытый «аварийный выключатель», который власти США могли бы использовать для удалённого отключения самолётов. Реальность такова, что специальный аварийный выключатель не нужен для того, чтобы иностранные F-35 не могли выполнять то, для чего они предназначены. Простое отключение поддержки самолётов приведёт к тому же результату, пусть и не мгновенно, но достаточно быстро.

Без доступа к контролируемым американцами цепочкам технического обслуживания и материально-технического обеспечения, а также к компьютерным сетям, любой парк F-35 быстро придёт в негодность, а те самолёты, которые смогут летать в течение ограниченного периода времени, будут обладать значительно сниженными возможностями.

Утверждения о том, что у самолетов программы Joint Strike Fighter есть функция удалённого отключения, не новы, но вновь всплыли после того, как правительство США внезапно решило прекратить военную и разведывательную помощь Украине, и возникли новые вопросы о поддержке Америкой НАТО при президенте Дональде Трампе. За последнюю неделю или около того СМИ по всей Европе, в том числе в Бельгии, Швейцарии, Германии и Великобритании, опубликовали статьи, в которых, по крайней мере частично, рассматривается возможность отключения F-35. Это, в свою очередь, вызвало несколько официальных ответов.

«У нас нет никаких признаков того, что это возможно, — заявил министр обороны Бельгии генерал Фредерик Вансина в интервью бельгийской газете La Dernière Heure 5 марта. — F-35 — это не дистанционно управляемый самолёт. Программа рассчитана на всемирную логистическую поддержку с обменом запчастями между странами-пользователями».

«Невозможно «дистанционно управлять» или «блокировать» истребители F-35A, например, путём внешнего вмешательства в электронику», — говорится в пресс-релизе Министерства обороны Швейцарии от 7 марта. «Швейцарии не нужно чьё-либо согласие, если она хочет использовать свои системы вооружения или управляемые ракеты для собственной защиты. Она может делать это автономно, независимо и в любое время».

8 марта компания-производитель Lockheed Martin отправила электронное письмо большому списку различных СМИ, как в США, так и в Европе, в котором говорилось о «слухах, распространяющихся о том, что у F-35 есть «переключатель смерти», который США могут активировать, чтобы вывести из строя флот F-35 союзников». В письме упоминались более ранние опровержения властей Швейцарии и Бельгии.

Да, на сегодняшний день нет никаких доказательств того, что находящиеся на вооружении разных стран F-35 имеют специальную функцию, которая может быть использована для полного отключения реактивных двигателей или бортовых систем в прямом или переносном смысле нажатием кнопки. Что верно, так это то, что истребители F-35 подвергаются особенно серьезному экспортному и другим правительственным мерам контроля со стороны США. Практически все F-35, находящиеся на вооружении по всему миру, в решающей степени зависят от частной поддержки со стороны правительства США и подрядчиков в Соединенных Штатах.

Не нужен «рубильник», чтобы серьёзно снизить эффективность экспортируемой системы вооружения. Вы просто перестаёте оказывать ей поддержку, и она быстро приходит в негодность, а некоторые системы — очень быстро. И вообще, давно известно, что чем сложнее система, тем быстрее она деградирует.

Но здесь надо понимать, что F-35 был задуман, разработан, эксплуатируется и обслуживается как платформа совместного производства, основанная на прочных партнёрских отношениях с союзниками США и странами-партнёрами по всему миру. С момента своего создания F-35 был результатом совместных усилий, объединяющих опыт и вклад нескольких стран, чтобы обеспечить соответствие его эксплуатационным потребностям всех пользователей. И существует целая программа, работающая в соответствии с чётко сформулированными соглашениями, которые гарантируют, что у всех операторов F-35 есть необходимые возможности для обслуживания и эффективной эксплуатации своих самолётов. Суть программы по эксплуатации F-35 заключается в глобальном партнёрстве, когда всем пользователям гарантируют все необходимые функции и поддержку.

Это выжимка из того, что ответили «Локхид-Мартин» всем паникующим. Но даже в столь прямолинейном ответе есть небольшие нюансы.


В заявлениях, которыми просто завалили прессу различные инстанции, прямо не упоминается, что компании Lockheed Martin и Pratt & Whitney, которая поставляет двигатели F135, устанавливаемые на все варианты F-35, осуществляют значительный контроль почти над всеми аспектами обслуживания F-35.

Это включает в себя ограничение работ по техническому обслуживанию, которые могут выполняться за пределами объектов, находящихся в ведении подрядчиков в США и других странах. Многие отдельные компоненты самолётов, особенно «чёрные ящики», содержащие критически важную электронику, опечатаны в целях экспортного контроля и должны быть отправлены обратно на специализированные предприятия для обслуживания. В стране пользователя нет никакой базы знаний для этого, а создавать ее, по понятным причинам, США не станут.

Даже в условиях мирного времени существующие цепочки материально-технического обеспечения F-35 испытывали значительные трудности с поддержанием боеготовности F-35, в том числе тех, что находятся на вооружении армии США. А в Европе давно уже бухтят на тему того, что эксплуатация очень дорого обходится как раз из-за того, что вся логистика очень медленно работает.

В последние годы американские официальные лица выражали опасения, что существующие механизмы логистики запасных частей, в частности их регулярная нехватка, создадут серьёзные операционные риски в случае любого крупномасштабного конфликта в будущем. Нехватка ключевых запчастей — один из наиболее часто упоминаемых факторов, способствующих исторически низкому уровню доступности всех вариантов F-35 на вооружении США.


А как может ухудшиться ситуация для любого оператора F-35, который внезапно может оказаться без доступа к строго контролируемой глобальной экосистеме запчастей и поддержки, говорить, думаю, не надо. У нас здесь сегодня примеров в плане автомобилей более чем достаточно, так вот, с самолетами то же самое. И если в России «Боинги» и «Эйрбасы» начали каннибалить, потому что запчастей реально не хватает, то вот с F-35 такой номер не пройдет. Для боевых самолетов все выглядит несколько сложнее.

Попытка получить запасные части для F-35 из альтернативных законных или «серых» источников или даже путём контрабанды была бы крайне затруднительной, если не невозможной, учитывая общую сложность самолётов и очень высокие допуски даже для самых мелких компонентов. Для обслуживания критически важных обтекателей, обеспечивающих малозаметность истребителей-бомбардировщиков F-35 вообще требуются специализированные помещения и оборудование.


Роботизированные системы наносят антикоррозийное покрытие на истребитель-бомбардировщик F-35A ВВС США

Тот факт, что большая часть программы F-35 до сих пор засекречена, только усложняет ситуацию, в том числе из-за жёсткого контроля, введённого в отношении отдельных компонентов самолёта. Правда, в прошлом году часть программ была рассекречена американцами, и их европейские партнеры получили доступ к ним, но уровень секретности в отношении многих элементов F-35 до сих пор сохраняется.


SAP-системы обеспечивают дополнительные многоуровневые протоколы безопасности для информации. Даже если оператор F-35 (например, ВВС какой-то страны), отключившийся от более крупной программы Joint Strike Fighter, сможет какое-то время поддерживать в воздухе несколько своих самолётов за счёт имеющихся запчастей и «каннибализации», эти самолёты будут иметь крайне ограниченные возможности. Во многом это связано с автономной информационной системой материально-технического обеспечения (ALIS) и её преемницей интегрированной сетью оперативных данных (ODIN), которые всё ещё находятся в процессе внедрения.

ALIS/ODIN — это облачная сеть, которая отвечает не только за управление логистикой F-35, хотя логистика - это тоже очень важный элемент поддержания работоспособности самолёта, поскольку он напрямую взаимодействует с сетями снабжения и обслуживания, о которых говорилось выше. Система также служит портом, через который пакеты данных, содержащие конфиденциальную информацию о планировании миссии, в том числе сведения о противовоздушной обороне противника и другие разведданные, разрабатываются и загружаются на истребители F-35 перед вылетами в виде файлов данных миссии (MDF).

Именно этот пакет данных для планирования миссии является основным фактором живучести F-35. «Синяя линия» (маршрут самолёта в зоне действия противника), которую проецирует система, основана на сочетании огромного количества факторов: от зон ПВО противника до малозаметности и возможностей самолёта по ведению радиоэлектронной борьбы, а также бортовых датчиков и систем вооружения и интегрированной тактики взаимодействия F-35 с другими средствами. По меньшей мере, это одно из самых мощных вооружений F-35. Без него самолёт и его пилот (которые и так не сильно восхищают своими возможностями) гораздо менее способны раскрыть свой потенциал и, как следствие, станут более уязвимы для обнаружения и сбития.

Здесь, конечно, очень большую роль играет то, против кого будут применяться самолеты. Одно дело, если это Иран с его F-5 и самоделками на базе этого ветерана плюс ЗРК НQ-7 (китайская копия «Кроталя»), другой вопрос, если это будут Су-35 с С-300/400 за спиной.


Конечно, у Ирана есть более современное вооружение российского производства, но оно пока в мизерных количествах. И это просто для сравнения, эффективность самолета зависит не только от того, насколько хорошо работают его системы поддержки, но и насколько силен противник.

Есть и продолжение: когда F-35 возвращаются на базу, ALIS/ODIN это также средство, с помощью которого загружаются данные, собранные в ходе миссии, для дальнейшего анализа и использования. Эта информация представляет дополнительную ценность для разведки и может быть использована для обновления библиотек критических угроз, которые обеспечивают живучесть F-35 как в целом, так и в конкретном районе, где работают самолеты.

Стоит заметить, что все компоненты ALIS/ODIN и программное обеспечение создаются на предприятиях, расположенных в Соединённых Штатах, в соответствии с политикой США.

Комплекс поддержки партнёров F-35 (PSC) предоставляет возможность программировать, тестировать и внедрять данные о миссиях F-35 для стран-партнёров и клиентов FMS, это ведомство иностранных военных продаж, аналог нашего Рособоронэкспорта. Эта деятельность на 100% финансируется странами-партнёрами, включая Великобританию, Австралию, Норвегию, Италию, Данию, Нидерланды, Японию, Корею, Израиль, Польшу и Бельгию. Странам-участницам программы не разрешается проводить независимые испытательные работы за пределами США.

Есть опасность (по мнению некоторых экспертов в США), что ALIS/ODIN может стать источником кибератак, которые могут привести к попаданию в сеть недостоверной информации или даже нарушить или вывести из строя некоторые алгоритмы работы для F-35. На протяжении многих лет несколько стран работали над установкой брандмауэров для защиты данных в сети, что подчёркивает реальные опасения по поводу её сильно централизованной структуры. Мысль о том, что США могли бы применить аналогичную тактику, если бы захотели вывести из строя F-35 какой-либо страны, интересна, но это было бы нарушением контракта и могло бы иметь опасные последствия на многих уровнях, в том числе для остальной части парка F-35, если бы это было возможно.

Впрочем, будем объективны, если какая-то другая страна, обладающая необходимым ресурсом для взлома и иных действий в отношении программы, захочет нанести урон, то у нее это может получиться.

А если бы какая-то страна была исключена из программы F-35, американские власти могли бы также заблокировать ей доступ к другим критически важным сервисам, таким как космические сети связи. Без систем связи и каналов передачи данных, а также поддерживающих их сетей, истребители Joint Strike Fighter столкнулись бы с ещё более серьёзными негативными последствиями.


Джастин Бронк, старший научный сотрудник по военно-воздушным силам и военным технологиям в аналитическом центре (RUSI) в Великобритании:

«Я понимаю опасения по поводу F-35 – это реальная зависимость. Но если все ваши возможности наведения на цель, средства связи BLOS (за пределами прямой видимости), орбитальная ISR (разведка, наблюдение и позиционирование) и боеприпасы, которыми, как вы предполагаете, вы будете сражаться на войне, предоставлены США, тогда зависимость от США в отношении MDFS (файлов данных миссии, предоставляемых для каждого F-35) и ALIS/ODIN для F-35 не является вашей главной проблемой».

И он совершенно прав: действительно, есть вопросы более важные, чем файлы миссий.

Армия обороны Израиля, справедливо видя подводные камни этих критически важных и тесно взаимосвязанных зависимостей, на сегодняшний день является единственным оператором F-35, который заключил сделку, позволяющую ему использовать свои самолёты вне сети ALIS/ODIN, устанавливать разработанные в стране программные комплексы и проводить полностью независимое техническое обслуживание.


Таким образом, израильский F-35I, представляющий собой разновидность модели F-35A, отличается от любого другого истребителя пятого поколения, находящегося на вооружении в других странах мира. Израильтянам по-прежнему приходится закупать запасные части за рубежом, но в отношении программного обеспечения они совершенно независимы.

Ну а теперь о самом серьезном: а стоит ли вообще странам, купившим F-35, отказываться от них?

Да, все вышесказанное говорит о серьёзных последствиях для страны, если она потеряет доступ к существующим или будущим программам поддержки F-35. Joint Strike Fighter — это мощная и живучая платформа для воздушного боя с мощными средствами сбора разведданных, радиоэлектронной борьбы и сетевыми комплексами. Продолжается работа по добавлению нового американского и иностранного оружия в арсенал самолёта, а также по расширению его возможностей в качестве летающего «квотербека» для будущих беспилотных летательных аппаратов типа «верный ведомый». Новый радар, улучшенные возможности радиоэлектронной борьбы и многое другое также находятся в разработке в рамках пакета обновлений Block 4.

В настоящее время компания Lockheed Martin ожидает, что к 2035 году только в Европе будет базироваться около 600 F-35, если не больше. В прошлом году Греция стала последней страной, объявившей о планах по покупке этих самолётов. В последние годы рынок истребителей-бомбардировщиков продолжал расти во всём мире, а F-35 реально самый продаваемый (но отнюдь не самый лучший) товар на этом рынке.

И здесь весьма такой неприятный для Европы аспект: реальной замены F-35 не существует, по крайней мере, пока. «Тайфун» и «Рафаль» - это самолеты из прошлого века, реально уступающие российским и (возможно) китайским новинкам. О «Торнадо» и «Миражах» мы даже не разговариваем в этом плане. Так что для Европы, пока там не осилили свои собственные разработки, F-35 – это единственный вариант на ближайшие лет десять, если не больше.

Вот, скажем, Великобритания находится в процессе разработки малозаметного истребителя нового поколения, который в настоящее время называется Tempest, в сотрудничестве с Японией и Италией, которые также являются операторами F-35. До того, как Tempest станет реальностью, пройдут годы, если не десятилетия.

Франция, Германия и Испания также ведут аналогичные разработки примерно с тем же азартом но большей эффективностью. Разработка малозаметного боевого самолёта исторически оказалась сложным и дорогостоящим делом, а серийное производство такого самолёта сопряжено с дополнительными трудностями.

Перспектива того, что американские власти решат полностью исключить страну из программы F-35 даже после того, как она взяла на себя обязательство по покупке самолётов, тоже не является беспочвенным предположением. Более того, как раз сомнений в таком пассаже и нет, достаточно турецкого примера. Это речь идет о том, как правительство США при поддержке других партнёров по программе решило исключить Турцию в 2019 году из программы F-35 в основном из-за покупки этой страной российских зенитно-ракетных комплексов С-400.

Турецким военно-воздушным силам было отказано в поставке F-35, а также различных деталей и вспомогательного оборудования, за которые уже была произведена оплата. Турецкие компании, которые в течение многих лет были основными субподрядчиками Joint Strike Fighter, также были исключены из глобальной сети поставок. Вот вам и все, политика, и никакого бизнеса.


Кстати, из программы Joint Strike Fighter Турция вылетела именно при президенте Трампе… Так что сегодня, когда состоялось «возвращение Терминатора», некоторые в Европе задергались совершенно небеспочвенно. Дядя Дональд рубить с плеча не будет, но с ноги пробьет весьма качественно. Уже все поняли.

Но здесь важно заметить, что, хотя F-35 является особенно ярким примером проблем, связанных с иностранной зависимостью, общая проблема заключается в том, что чем более продвинутой является система, тем быстрее она, скорее всего, выйдет из строя без поддержки, которая, в свою очередь, с меньшей вероятностью будет по-настоящему независимой от иностранных источников.

Сложно, громоздко в формулировке, но понимаемо. Понимаемо настолько, что некоторые страны предприняли шаги, чтобы сохранить как можно большую независимость. Швеция, которая долгое время была нейтральной, а теперь является членом НАТО, возможно, является самым известным примером. Сегодня за Швецией начинает всерьез задуматься о независимости Швейцария.

Кстати, именно в Швейцарии начались публикации на тему «У F-35 есть кнопка самоликвидации», которой США могут вырубить все самолеты этой марки.

Хотя у F-35, возможно, и нет явной функции «аварийного отключения», программа в целом создаёт значительные тревожные зависимости для большинства операторов Joint Strike Fighter.


Самолёт требует постоянной поддержки со стороны цепочки поставок и концепции логистики «точно в срок», которая уже вызвала серьёзные опасения. То, что многие его ключевые функции привязаны к ALIS/ODIN, только усугубляет эти опасения.

Учитывая нынешнюю весьма замысловатую траекторию политики правительства США в отношении Украины и НАТО, реальные опасения по поводу будущей поддержки систем американского производства, скорее всего, будут только расти, и существует реальная вероятность того, что в результате экспорт американского оружия в Европу может сократиться.

Касаемо того, кто вбросил информацию о таинственной «кнопке» в европейские СМИ, скорее всего останется тайной. Но на самом деле какая разница? Если у европейцев есть проблемы с F-35, то у нас-то проблем с ними нет.
Ссылка на первоисточник
наверх