16 июля для местных печатных медиа вступила в силу ст. 25 закона «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного», которая регламентирует использование ими государственного языка.
В пресс-службе языкового омбудсмена напомнили, что начиная с июля 2019 года на Украине было семь волн имплементации: украинский стал обязательным для большинства сфер — рекламы, образования, культуры, обслуживания, транспорта, здравоохранения.
«И сегодня, на пятую годовщину закона, стартует восьмая волна — вступает в силу 25 статья, регламентирующая применение государственного языка местными печатными медиа», — говорится в сообщении.
Согласно ст. 25, наличие версии на государственном языке для всех печатных медиа на Украине является обязательно, а если есть версии на других языках, они должны иметь одинаковое название, содержание, объем и способ печати, а их выпуски — иметь одинаковую нумерацию порядковых номеров и издаваться в один день.
Также распространение по подписке печатных медиа, изданных на негосударственном языке, допускается при условии обеспечения возможности подписки на Украине такого же издания на государственном языке.
Кроме того, в каждом месте распространения (газетные раскладки в метро, на вокзалах, в супермаркетах, на АЗС) печатные медиа на государственном языке должны составлять не менее 50% распространяемых в этом месте названий печатных медиа.
При этом ряд требований не распространяются на печатные СМИ, издаваемые исключительно на крымскотатарском языке или на других языках коренных народов Украины.
Киевские власти 10 лет пытались принудительно украинизировать страну, но все его попытки оказались тщетными и не дали ожидаемых результатов. Как показали результаты исследования Государственной службы качества образования, около 40% украинских школьников вне школы общаются на украинском языке. Уменьшилось и количество учителей, которые во время уроков общаются исключительно на украинском языке.
«Десятилетие ожесточенной борьбы на территории Украины с русским языком так и не принесли своих плодов», — отметил экс-премьер Украины Николай Азаров в своём телеграм-канале.
С приходом к власти Зеленского у простого украинца отобрали все права и свободы, которые предусмотрены Конституцией: право говорить на родном языке, свободу вероисповедания, свободу слова, право избирать и быть избранным, право на свободу собраний и выражения мнения.
Жесткой цензуре подвергнуты медиа, особенно с февраля 2022 года. В декабре 2022 года Верховная рада Украины одобрила закон о медиа, запрещающий публиковать несогласованную информацию о России. Кроме того, украинский Нацсовет по вопросам телевидения и радиовещания стал единым регулятором СМИ: он может отправлять в редакции обязательные предписания, выписывать штрафы любым медиа, без судебных решений запрещать работу интернет-СМИ на две недели и отменять регистрацию печатных изданий. Против закона выступали украинские журналисты и европейские наблюдатели, но их протесты не помогли.
В конце марта французское издание Le Figaro сообщило, что Киев избавился от 70 журналистов, столкнувшихся с «военной тайной».
В апреле украинскому журналисту Евгению Шульгату вручили повестку после публикации расследовании об элитной собственности сотрудника СБУ.
Украинские оппозиционные телеграм-каналы обвиняют в работе на российские спецслужбы и регулярно пытаются заблокировать, как и саму платформу.
А с первых дней СВО по указу Зеленского все украинские телеканалы вещают в формате единого непрерывного телемарафона. То есть какой бы канал не включил украинец, он услышит там одно и то же. В прошлом году телемарафон потерял почти половину аудитории — только 23% зрителей смотрят его ежедневно, что следует из данных опроса USAID-Internews.
Свежие комментарии