
19 сентября Владимир Зеленский подписал указ о создании Офиса военного омбудсмена. Его возглавила Ольга Решетилова, которая с 30 декабря прошлого года занимала должность уполномоченной президента Украины по вопросам защиты прав военнослужащих и членов их семей.
Об этом Зеленский сказал в вечернем видеообращении, напомнив, что накануне подписал закон о военном омбудсмене.
Зеленский добавил, что уже утверждено положение о работе этой институции.
«Впереди — запуск института, системной работы. Важно, чтобы на всех уровнях в Силах обороны Украины это было ощутимо: делаем то, что усиливает армию, делаем и то, что усиливает воинов в нашей армии», — сказал он.
17 сентября Верховная рада Украины во втором чтении поддержала закон о военном омбудсмене.
Закон предусматривает создание должности военного омбудсмена, который будет осуществлять контроль за соблюдением прав военнослужащих, резервистов, участников территориальной обороны, членов движения сопротивления на «оккупированных территориях» и личного состава правоохранительных органов, привлеченного к боевым действиям.
Омбудсмен будет иметь право направлять выводы и рекомендации командирам, органам военного управления и другим государственным органам, рассматривать жалобы и проводить проверки по возможным нарушениям.
Также предусмотрено право получать необходимую информацию, в том числе с ограниченным доступом, и обязанность не разглашать персональные данные заявителей без их согласия.
Военного омбудсмена назначает и увольняет президент Украины. Ежегодно до 30 марта омбудсмен должен подавать публичный отчет о своей деятельности Зеленскому и Верховной раде.
Будучи уполномоченной по защите прав военнослужащих и членов их семей Ольга Решетилова открыто заявляла: мобилизационное законодательство не работает. Причинами она называла системный саботаж со стороны местной власти и бизнеса. Она призвала убрать военкомов с улиц. По её мнению, оповещением и задержанием военнообязанных должна заниматься полиция.
«Прежде всего — и это было моим требованием с момента моего вступления в должность — нам нужно убрать военнослужащих ТЦК и СП с улиц. Они не должны общаться с военнообязанными. Потому что они не обучены этому. В свое время мы обучали Национальную полицию, когда преобразовывали ее из милиции, как общаться с людьми. Точно так же нужно было бы, если бы у нас было время, обучить военнослужащих ТЦК и СП. Но у нас этого времени нет. Нет времени отбирать их или оценивать их психологическое состояние, поскольку очень многие из них возвращаются с «нуля», с ранениями, и ясно, что они не могут себя контролировать, когда чувствуют агрессию в свою сторону. Поэтому очень важно забрать сотрудников ТЦК и СП с улиц», — заявила Решетилова в августе текущего года.
При этом полицейские, по её словам, должны составлять протоколы о задержании и в обязательном порядке предоставлять людям возможность позвонить родным или адвокату.
«Отбирают телефоны, и они (мобилизованные – ред.) не могут сообщить родным, где находятся. Это проблема. И мы говорили о праве на звонок в обязательном порядке. Полиция должна составлять протоколы о задержании или доставке в ТЦК. Сообщала об этом бесплатную правовую помощь и родственников. Поскольку доставка — это тоже в определенной степени ограничение свободы. Человек же не добровольно туда едет», — говорила она.
Она призывала военкомов быть «более гуманным» и предложила нанимать на работу в ТЦК гражданских — юристов и волонтеров.
Напомним, в начале сентября по всей стране, несмотря на запрет любых массовых мероприятия, прокатились акции протеста против законопроектов об усилении ответственности для военнослужащих за неповиновение командованию и за возвращение ответственности за самовольное оставление части (СОЧ) или дезертирство, а также из-за затягивания принятия закона о военном омбудсмене. Военные допускали, что после принятия закона о военном омбудсмене военнослужащие поднимут еще больше проблем в украинской армии.
Свежие комментарии