На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мировое обозрение

164 подписчика

Свежие комментарии

  • Любовь Ткаченко
    Так они же не знают, что такое ценности и демократия. Как можно продвигать то, к чему даже не прикасались.Демократы выберут...
  • Любовь Ткаченко
    Волчанск, это Харьковская область, а не Сумская.Харьков на грани:...
  • Геннадий Свешников
    Он, завоевал это звание,с микрофоном в руках на поле боя👁️✍️🦻Военкор Поддубный...

Пентагон запускает ремоторизацию бомбардировщиков B-52H

Пентагон запускает ремоторизацию бомбардировщиков B-52H
Бомбардировщики B-52H одной из строевых частей

ВВС США не намерены снимать с вооружения стратегические бомбардировщики Boeing B-52H Stratofortress. Напротив, предпринимаются шаги для продления их срока службы и сохранения боеспособности. Прямо сейчас разрабатывается проект под рабочим обозначением B-52J или Commercial Engine Replacement Program, в рамках которого самолёт должен получить новые двигатели и иное оборудование. На реализацию этого проекта потратят ближайшие 10 лет, но он позволит продлить эксплуатацию самолётов на несколько десятилетий.



Проблемы устаревания


По известным данным, на данный момент в частях ВВС США числится 76 дальних бомбардировщиков B-52H. Самые новые самолёты этого типа были построены в 1960-62 гг. и до сих пор продолжают службу. Большой возраст техники нивелируется за счёт правильного обслуживания, своевременных ремонтов и регулярных модернизаций.

Несмотря на все обновления, B-52H сталкивается с рядом существенных проблем. Главная связана с моральным и физическим устареванием двигательных установок. Бомбардировщики оснащены турбореактивными двигателями Pratt & Whitney TF33-P/103 — они разрабатывались в пятидесятых годах и выпускались до середины восьмидесятых. Такие моторы давно не устраивают ВВС с точки зрения экономичности, особенностей эксплуатации и т.д.


Пилон без двигателей
Еще в восьмидесятых годах, на фоне остановки производства TF33, возникла идея ремоторизации самолётов, но реализовать её не удалось. Тем не менее, проработка таких вопросов продолжилась и в недавнем прошлом привела к желаемым результатам.

Очередной проект


В середине десятых годов ВВС запустили проект CERP (Commercial Engine Replacement Program — «Программа замены коммерческим двигателем»), главной целью которого был выбор новой двигательной установки для B-52H. В течение нескольких следующих лет Пентагон принимал и изучал заявки промышленности, а также уточнял свои планы.

В 2021 г. были подведены итоги конкурсной части CERP. Головным исполнителем модернизации B-52H была выбрана компания Boeing, которая в прошлом строила эти бомбардировщики. В качестве нового двигателя было выбрано изделие F130, разработанное британской компанией Rolls-Royce.

До недавнего времени компании, участвующие в проекте, занимались разработкой необходимой документации и готовились к переходу на следующий этап. Параллельно с этим в Пентагоне составлялся график работ, определяющий порядок обновления техники и темпы переоснащения воинских частей.


Двигатель Pratt & Whitney TF33 без обтекателя
12 марта 2025 г. министерство ВВС опубликовало на портале государственных закупок новый тендер в рамках программы CERP. Ведомство собирается разместить заказ на подготовку производственных мощностей, выпуск необходимых изделий и последующую модернизацию первых самолётов B-52H.

На подачу заявок от потенциальных участников отводится всего один месяц. После этого Пентагон рассмотрит полученную документацию и выберет компанию или компании, которые будут выполнять необходимые работы. По всей видимости, ремоторизацию и другие виды модернизации бомбардировщиков закажут двум компаниям, которые ранее участвовали в разработке проекта CERP.

Заказ и производство


Получив контракт, компании-подрядчики займутся подготовкой производства. Затем им предстоит перестроить по проекту CERP два бомбардировщика B-52H, взятые из строевой части. На модернизацию двух машин дается около трёх лет. Они должны выйти на испытания в 2028 финансовом году.

Затем планируется запустить полномасштабное серийное обновление всего парка бомбардировщиков B-52H. На эти работы отводится 5-8 лет с момента старта. Если модернизация начнется в 2028 г., то завершить полное обновление всего парка планируется не позднее 2035-36 ф.г.


Опытная установка с двигателями Rolls Royce F130
Ремонту и модернизации подлежат все 76 бомбардировщиков B-52H, сейчас находящихся в строю. В ближайшие годы Пентагон не собирается списывать такую технику, и можно ожидать, что количественные аспекты программы CERP не изменятся. На них могут повлиять только аварии или иные непредвиденные инциденты.

Примечательно, что из-за большого масштаба модернизации было решено ввести новое обозначение. После перестройки по проекту CERP бомбардировщики получат индекс B-52J. Текущая литера «H» была введена еще в 1960 г. и тогда присваивалась только новым бомбардировщикам. Теперь же все самолёты версии «H» превратятся в «J».

Комплектующие под замену


В недавно опубликованной конкурсной документации министерство ВВС раскрыло основные технические особенности программы CERP. Перечислены узлы и компоненты, требующие замены. В некоторых случаях также указаны субподрядчики, которым предстоит изготовить эти агрегаты.

Основной целью программы CERP является замена двигателей. Вместо восьми устаревших TF33 самолёты получат такое же количество современных F130. Для установки новых двигателей потребуются специальные пилоны и обтекатели, разработкой которых занимается компания Spirit Aero. Также предстоит радикально переработать системы управления двигателями, подачи топлива и т.д. Новые устройства для этих систем будут разработаны компанией Boeing и её субподрядчиками.


Предусматривается обновление авионики. Самолёт B-52J получит новый набор датчиков различного назначения. В кабине экипажа будут установлены приборы и индикаторы, соответствующие новому составу двигательной установки и другим аспектам модернизации.

Ожидается, что замена устаревших двигателей позволит улучшить ряд характеристик самолёта. Так, параметры тяги новой двигательной установки заметно вырастут. Старый двигатель TF33 развивает тягу около 7,7 тыс. кгс, тогда как новый F130, в зависимости от модификации, способен обеспечить тягу до 14-15 тыс. кгс. В любом случае удастся улучшить лётные характеристики бомбардировщика.

Новые F130 будут работать вместе с современной цифровой системы управления. Это позволит более эффективно контролировать работу двигателя и получать необходимые характеристики при оптимальном расходе топлива.

Замена двигателей сделает конструкцию самолета значительно проще. Кроме того, упростится его обслуживание — как за счёт уменьшения числа двигателей, так и благодаря их новизне. Необходимые комплектующие можно будет напрямую заказывать у производителя, не полагаясь на остатки складского запаса.


Следует учитывать, что проект CERP затрагивает не только двигательную установку и смежные системы. Обновление прочей авионики тоже даст известные преимущества. Новые приборы упростят работу экипажа, в первую очередь, контроль за двигателями. Также снизится сложность навигации, выполнения боевых задач и т.д.

Финишная прямая


В течение нескольких десятилетий Пентагон планировал провести ремоторизацию самолётов B-52H с целью повышения их эксплуатационных и технических характеристик. Первые проекты такого рода оказались неудачными и, по ряду причин, не вышли из стадии разработки. Строевым бомбардировщикам пришлось по-прежнему летать со старыми двигателями, имеющими массу недостатков и ограничений.

Удачный проект замены двигателей удалось разработать только несколько лет назад. К настоящему времени его довели до стадии выбора подрядчика, которому предстоит выполнять модернизацию техники. В ближайшее время Пентагон проведет отбор и выдаст контракт на проведение работ.

График актуальной программы CERP расписан на ближайшие 10 лет. В соответствии с ним, первые самолеты B-52J с новыми двигателями выйдут на испытания в 2028 г. Завершить модернизацию всех 76 строевых самолетов планируют к 2035 г. Если эти планы удастся выполнить, то сроки службы «Стратофортресов» удастся продлить ещё на несколько десятилетий.
Ссылка на первоисточник
наверх