Кровавую битву при Кунерсдорфе, в ходе которой русскими войсками был наголову разгромлен доселе непобедимый прусский король Фридрих II, можно справедливо отнести к главным историческим победам нашей армии. К сожалению, результат этого сражения был нивелирован последующими действиями императора Петра III, который спас Пруссию от позорного мира и заключил с ней союзный договор. Позор пруссаков был тем существеннее, что во главе русских сил находился малоизвестный генерал-аншеф Пётр Семёнович Салтыков, который до Семилетней войны никак самостоятельно не проявил себя на поле боя. Его назначение стало удачным решением императрицы Елизаветы Петровны, которая искала в своём окружении полководца, способного разбить пруссаков и довести тяжёлую войну до победы.
Генеральному сражению с Фридрихом II предшествовали несколько удачных лет противостояния русских войск с его генералами. Вступив в войну в 1757 году во главе коалиции, Россия быстро показала пруссакам, что является сильным и умным врагом. Уже в первой крупной битве при Гросс-Егерсдорфе русские войска разгромили военачальника Фридриха генерал-фельдмаршала Иоганна фон Левальда. Это поражение шокировало прусского короля, который был уверен в непобедимости своей армии.
В 1758 году Фридрих II попытался наверстать упущенное, однако не преуспел в этом. В битве при Цорндорфе его войска так и не смогли сломить сопротивление войск генерал-аншефа Виллима Виллимовича Фермора, которые отбили все атаки. Несмотря на то, что король самонадеянно приписал победу в сражении себе, о реальной виктории говорить не приходилось. Более того, в следующем, 1759 году, русская армия, которая получила нового командующего, показала, что способна одним сражением фактически вывести Пруссию из войны.

Снятие Фермора с должности русского главнокомандующего было обусловлено тем, что Елизавета Петровна считала его слишком осторожным на поле боя. Виллим Виллимович не терпел поражений, но и не добивался больших побед, что угрожало затягиванием войны. После некоторых раздумий императрица остановила свой выбор на генерал-аншефе Салтыкове, который ранее никогда самостоятельно не возглавлял крупные войска.
Русский офицер-мемуарист Андрей Тимофеевич Болотов оставил любопытное описание первых впечатлений солдат и офицеров от прибытия Салтыкова в армию: «Нельзя изобразить, с каким любопытством мы его дожидались и с какими особыми чувствиями смотрели на него, расхаживающего пешком по нашему городу. Старичок седенький, маленький, простенький, в белом ландмилицком кафтане, без всяких дальних украшений и без всех пышностей, ходил он по улицам и не имел за собою более двух или трёх человек. Привыкнувшим к пышностям и великолепиям в командирах, чудно нам сие и удивительно казалось, и мы не понимали, как такому простенькому и по всему видимому ничего не значащему старичку можно было быть главным командиром столь великой армии, какова была наша, и предводительствовать ею против такого короля, который удивлял всю Европу своим мужеством, храбростию, проворством и знанием военного искусства. Он казался нам сущею курочкою, и никто не только надеждою ласкаться, но и мыслить того не отваживался, чтоб мог он учинить что-нибудь важное, столь мало обещивал нам его наружный вид и все его поступки».
То, что Болотов и другие офицеры ошибаются в своих первых впечатлениях, стало ясно, когда «старичок», направляясь на соединение с австрийскими союзниками, встретил на своём пути отряд генерала Карла фон Веделя. В битве при Пальциге пруссаки были разбиты и оказались вынуждены допустить соединение русских и австрийских войск. После этого Салтыков настолько усилился, что мог себе позволить встретиться в бою самим прусским королём, которого в Европе считали почти непобедимым полководцем.

Разозлённый неудачами своих генералов, которые не отличались военным дарованием, Фридрих II принял решение лично разгромить Салтыкова в генеральной баталии. Близ города Франкфурта-на-Одере русские войска остановились на привал, чтобы двинуться в сторону Берлина. Рядом находилась небольшая деревушка Кунерсдорф, которой предстояло войти в хроники мировой военной истории. Собрав все имевшиеся в наличие силы (около 50 тысяч человек) прусский король двинулся навстречу своему року.
Зная о приближении главных прусских сил, Салтыков принял решение дать противнику оборонительное сражение. Он разместил войска на возвышенностях Мюльберг (левый фланг), Шпицберг (центр) и Юденберг (правый фланг), а артиллерию – на высоких холмах. Таким образом, пруссакам предстояло взбираться вверх, что делало их атаку менее эффективной. Армия под командованием Салтыкова состояла как из русских, так и из австрийских войск, которые подчинялись генералу Эрнсту Лаудону. Отношения между союзниками не отличались сердечностью, однако в бою они действовали достаточно слаженно.
12 августа 1759 года Фридрих приказал своим войскам выдвигаться для битвы. Перед этим прусская артиллерия открыла ураганный огонь по русским позициям. Особенно тяжело пришлось нашему левому флангу, где возведение укреплений не было завершено. Прусские гренадёры атаковали его и после жаркого боя заставили командовавшего обороной князя Александра Михайловича Голицына отступить. Этот текущий успех на Мюльберге настолько окрылил короля, что он даже отправил в Берлине сообщение о полной победе.
Тем не менее, сиюминутная удача настолько измотала прусские силы, что подчинённые Фридриха предлагали ему завершить битву и дать войскам отдых. Самовлюблённый король не согласился с этим разумными доводами и приказал атаковать центр русской позиции.

Салтыков сосредоточил на Шпицберге главные и наиболее боеспособные войска. Он видел, что Фридрих достиг предела своих возможностей, но не хочет этого признавать. Пётр Семенович без особых сложностей отбросил прусскую пехоту, которая пыталась атаковать его позиции. Пытаясь исправить поражение, Фридрих двинул на помощь своим гренадёрам прославленную прусскую конницу, которая прорвалась на русские позиции, но была встречена картечью. В этот момент у противника закончились последние резервы, чем Салтыков не преминул воспользоваться.
Русский главнокомандующий правильно рассчитал момент, когда пруссаки окончательно выдохлись, а потом приказал свежим русским и австрийским силам нанести удар по деморализованным прусским войскам. Союзники одновременно двинули в бой как центр, так и правый фланг. Успех это манёвра оказался столь впечатляющим, что хвалёная прусская армия в панике бросилась спасаться, не помышляя о сопротивлении. Русские казаки едва не взяли в плен самого Фридриха, который был спасён героическими усилиями собственной свиты.
Разгром под Кунерсдорфом поставил Пруссию на грань катастрофы. Своими авантюрными действиями Фридрих II фактически лишил свою страну армии. Сам король в отчаянии едва не покончил с собой, однако в последний момент одумался и отказался от этой идеи. Ему на «помощь» пришли австрийцы, которые отказались продолжить наступление на Берлин и тем самым сорвали Салтыкову кампанию. Не приходится сомневаться, что лишь невероятное упрямство Лаудона позволило прусской армии оправиться и продолжить войну.
В Санкт-Петербурге и при европейских дворах сообщение о победе было встречено с изумлением и недоверием. Фридрих II никогда не терпел больших поражений, поэтому его военный гений считался непревзойдённым. Тем не менее, «небываемое бывает», что и доказали русские полки. На Салтыкова и его подчинённых обрушился град наград, сам он был произведён в фельдмаршалы. Тем не менее, скромный генерал считал, что главный успех битвы определился не его участием, а мужеством русских солдат и офицеров, которые стали насмерть и остановили самую сильную армию Европы.
Заглавная иллюстрация. Баталия при Кунерсдорфе на картине А.Е.Коцебу
Киев пышно отмечал первый постмайданный День незалежности и не только не услышал воплей погибающих, но и не признал своего поражения, продолжая транслировать победные сводки.
Дряхлеющая старушка Европа хочет войны с Россией, но предпочитает воевать дурачками-украинцами. С этой целью Европа перешла на новый механизм закупок вооружений.
Смотрели уже пятничное меню в нашем канале Телеграм? Загляните вечерком, подпишитесь.
Армия России освободила населённые пункты Среднее и Клебан-Бык в ДНР, благодаря чему противник в Константиновке попал под наш огневой контроль.
Встречу Владимира Путина и Дональда Трампа на Аляске ещё до того, как она состоялась, многие эксперты по разные стороны Берингова пролива называли исторической.
Воссоединённые регионы получат более 1 млрд рублей на модернизацию электросетей, в порту Мариуполя отметили интерес местных производств к отправке грузов морем.
18+. Перепечатка материалов сайта приветствуется при условии гиперссылки на информационно-аналитическое издание "Одна Родина"(1rodina.ru)
Нажмите CTRL + ENTER, чтобы отправить ошибку редактору.
© Информационно-аналитическое издание "Одна Родина", 2009, 2023
* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Азов», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Хизб ут-Тахрир», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН) С-14, ИГИЛ.
Свежие комментарии