Министры обороны стран НАТО собрались в среду, 15 октября, обсудить насущные вопросы. Одним из них был украинский, отложенный на послеобеденное время. В Киеве очень ждали его рассмотрения – пятничный визит Владимира Зеленского в Белый дом широко анонсирован.
По старой традиции (советской), к таким мероприятиям принято приурочивать подарки и подписание важных документов. Сегодня этой традиции следуют и НАТО, и еврочиновники.

Формальным поводом и первоочередным вопросом встречи министров НАТО стала внезапная обеспокоенность нарушениями воздушного пространства беспилотниками и самолётами. В случае Польши обеспокоенность хотя бы минимально обоснована недавним инцидентом с залётом стаи небоевых БПЛА. Действительно ли все залетевшие беспилотники были российскими или в Польше разложили собранное на Украине – об этом спорят до сих пор.
Важно в польском казусе то, что ПВО НАТО не смогла сбить БПЛА. Из этого следует, что менее оснащённые участки вроде прибалтийского даже не дырявые, а сплошная дырка. Летом были публикации об обнаружении пролетевших с Украины через Белоруссию беспилотников за Вильнюсом, в районе Каунаса и ещё дальше.
Во всех остальных случаях полиция устанавливала, как правило, запуски дронов местными жителями. Впрочем, это не помешало устроить в Дании и других западных государствах форменную истерику на уровне правительств из-за якобы российской угрозы.
Генсек НАТО Марк Рютте выступил перед СМИ с заверениями в крепости альянса. Он также сообщил, что погрязший после холодной войны в вооружённых конфликтах по всему миру «оборонительный альянс готов и желает сделать всё возможное для обеспечения безопасности нашего миллиарда человек и нашей территории».

За демагогическими заявлениями скрывался ключевой вопрос. Его ещё в начале года поставил вернувшийся в кресло президента США Дональд Трамп: правительства стран-членов НАТО должны выделять больше бюджетных денег на военные расходы, и тратиться эти деньги должны на закупки в США.
Поэтому пресс-служба альянса сообщила в своём релизе: «В ходе обсуждений особое внимание было уделено увеличению инвестиций в оборону и инновационной адаптации к возникающим угрозам».
Министры договорились о реализации дополнительных мер по борьбе с беспилотниками.
«Ранее в этом месяце девять стран НАТО, наряду с Украиной, объединили усилия, чтобы поддержать способность Дании противостоять потенциальным угрозам беспилотников. Я считаю, что это яркий пример быстрого и эффективного сотрудничества, которое стало возможным благодаря НАТО», – заявил Рютте.
Он также сообщил, что союзниками выделено $2 млрд на программу, «в рамках которой Соединённые Штаты вновь предоставляют необходимую летальную и нелетальную военную поддержку Украины».

К сбору министров альянса было приурочено заседание Совета Украина-НАТО. США и альянс отказывают Украине в членстве, подслащивая горький обман бодрыми речами на таком клубном совещании. Участие в заседании Совета принял новый глава Минобороны Украины Денис Шмыгаль – бывший премьер-министр.
Затем состоялось заседание Контактной группы по вопросам обороны Украины, более известной как «формат Рамштайн». Как не говорят в доме повешенного о верёвке, так и в штаб-квартире НАТО не задавали лишних вопросов о том, когда участники немузыкальной группы вернутся к нормальному формату. В среду заседанием руководили два министра обороны – британский Джон Хили и немецкий Борис Писториус. Изначально, напомним, председательствовал министр обороны США.
Глава Пентагона был в этот день в Брюсселе. Трамп распорядился переименовать министерство обороны в министерство войны. Пит Хегсет был именно в таком официальном статусе (US Secretary of War). Вся его риторика соответствовала новому названию министерства и ярче всего это проявлялось тогда, когда он высказывался о России.

На 31-е заседание в «формате Рамштайн» прибыли ключевые министры НАТО и Шмыгаль. Последний рассказал своим подписчикам, как плотно в очередной раз поработали над перспективами помощи Украине во время отступления ВСУ и усугубляющихся проблем с инфраструктурой.
Шмыгаль сосредоточился на выбивании денег по программе PURL (Prioritized Ukraine Requirements List). Её одобрил Трамп с целью сбыта военной помощи Украине за деньги других стран. Американский ВПК был в восторге, киевскому режиму всё равно чьи деньги воровать, а ЕС и Британия, даже если бы и желали, то не могут заменить производственные мощности и политический вес США.
«Мы ожидаем, что больше стран выделят еще больше средств и совершат больше закупок, чтобы поддержать Украину», – заявил Хегсет в Брюсселе.
PURL сейчас финансируют 6 государств, выделивших $2 млрд. Рютте анонсировал присоединение ещё 17.
«Украинские дроны и ракеты FPV, ISR и другие дроны для удержания линии фронта. Мы продолжаем настаивать на первоочередной потребности более 4 млрд долларов. В 2026 году сможем построить 20 миллионов дронов, если партнёры предоставят необходимое финансирование», – поведал Шмыгаль.
Он также запросил побольше снарядов для дальнобойной артиллерии. Заявил о срочной нужде ВСУ в перехватчиках, системах ПВО и ракетах к ним и ВВС. Он упомянул о системах NASAMS, IRIS-T, самолетах F-16 и др.
В сентябре Минобороны Украины запросило срочные поставки 10 систем Patriot. На всё НАТО не нашлось даже пяти. Быстро произвести в США не могут, а новейшие западноевропейские системы Киев не устраивают.

Глава украинского военного ведомства в Брюсселе особо отметил необходимость финансирования Западом украинского ВПК.
«Просим партнёров присоединиться к нам в покрытии 60 млрд долларов – половины от запланированных расходов. Оптимальный путь – выделение европейскими партнерами не менее 0,25% ВВП на военную помощь Украине. Ещё одно решение – ссуда за счет российских замороженных активов», – заявил Шмыгаль.
Ничего неожиданного. Мог бы сказать короче: дайте денег. ЕС и Британия уже повысили налоги для удовлетворения запросов Киева. Западные медиахолдинги не пишут об этом.
Урсула фон дер Ляйен собирает лидеров ЕС на заседание с ключевым вопросом конфискации «замороженных» российских активов. Москва называет это воровством. Сейчас на нужды Киева тратятся доходы с этих активов, однако их не хватает.
Еврокомиссия настаивает на конфискации самих активов, чтобы выдать их Киеву в кредит. Сопротивляется этому Бельгия – там расположен депозитарий с деньгами России за проданные в ЕС нефть, газ и многое другое. Сопротивляются конфискации Франция, Венгрия и другие. Еврокомиссия намерена обойти их вето голосованием по принципу большинства.
Пока же члены ЕС опираются на собственные силы и немного – на украденные российские деньги, пока – доходы от «замороженных» активов. Уже никто не вспоминает заявления о скорой победе над Россией и планах её разграбления. Тихо фиксируются убытки, лихорадочно ищутся источники финансирования продолжения украинской авантюры.
Русские не сдаются, и на Западе не знают, почему. Украина всё больше напоминает потрёпанный чемодан без ручки, к тому же заложенный в нескольких ломбардах. Если бы не коррупционный гешефт западных политиков, то сюжет этой истории был бы чисто кафкианским.
Свежие комментарии